Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 1 июня 2004 г. N Ф03-А51/04-1/1091
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 июня 2006 г. N Ф03-А51/06-1/1942
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: от Администрации Приморского края и Департамента финансов администрации Приморского края - главный специалист по доверенности N 11-25/4261 от 16.09.2003 - Пьянкова В.Н., рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Администрации г. Владивостока, департамента финансов Администрации Приморского края на решение от 19.11.2003, постановление от 12.02.2004 по делу N А51-6666/03 28-233 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Дальсвязь" в лице Расчетно-сервисного центра Приморского филиала к Финансовому управлению Администрации г. Владивостока, Управлению социальной защиты Администрации г. Владивостока о взыскании 52488 рублей 04 копеек.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление мотивированного постановления кассационной инстанции откладывалось до 01.06.2004.
Открытое акционерное общество "Дальсвязь" в лице Расчетно-сервисного центра Приморского филиала обратилось в арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к Финансовому управлению Администрации г. Владивостока, Управлению социальной защиты Администрации г. Владивостока о взыскании 52488 руб. 04 коп., составляющих расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате услуг связи, предусмотренных Законом РФ "О статусе Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы" и ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" за период с 1998 по 2002 годы.
В порядке ст. 49 АПК РФ истец уменьшил сумму иска до 43740 руб. 03 коп., ввиду исключения из расчета убытка НДС.
Решением от 19.11.2003 исковые требования истца удовлетворены в сумме 20054 руб. 95 коп. за счет средств бюджета Приморского края и в сумме 8980 руб. 54 коп. за счет средств местного бюджета г. Владивостока. В остальной части иска отказано ввиду пропуска срока исковой давности за период с 1998 по май и июль 2000 года.
Постановлением апелляционной инстанции от 12.02.2004 решение суда оставлено без изменения.
Суд, решая спор, указал, что компенсация расходов по ФЗ "О статусе Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы" должна осуществляться на основании ст. 11 указанного закона за счет средств местного бюджета по ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, так как возмещение данных расходов носит компенсационный характер, поэтому возмещение последних должно производиться из федерального бюджета по факту наличия у субъекта РФ либо муниципального образования соответствующих расходов путем взаимозачетов федерального бюджета и бюджетов иных уровней.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке ст.ст. 284, 286 АПК РФ на основании кассационных жалоб Администрации г. Владивостока и департамента финансов Администрации Приморского края, в которых заявители просят отменить решение и постановление суда, считая, что суд неправильно дал оценку представленным документам и необоснованно взыскал убытки с казны местного бюджета и субъекта РФ.
В судебном заседании представитель Администрации Приморского края доводы, изложенные в жалобе, поддержал.
Другие участники судебного процесса в заседание суда не явились, несмотря на надлежащее извещение.
Из материалов дела установлено, ОАО "Дальневосточная компания электросвязи" в лице Расчетно-сервисного центра предоставило льготы по оплате услуг связи в период с 1998 по 2002 год гражданам в соответствии с Федеральными законами "О статусе Героев Советского союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы".
Размер расходов подтвержден расчетами истца, списками абонентов. Настоящие исковые требования заявлены в связи с невозмещением истцу указанных истцу указанных расходов.
Судебные инстанции, признавая исковые требования истца обоснованными, взыскали сумму убытков 8980 руб. 54 коп. с связанны с исполнением ФЗ "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", за период с июня 2000 года по 2002 года с Администрации г. Владивостока, и с Администрации Приморского края - за период с августа 2000 года по декабрь 2002 года по ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" в сумме 20054 руб. 05 коп. Такое решение мотивировано тем, что в соответствии с данными законами и Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 N 333 расходы, связанные с исполнением законов о гарантиях, финансируются за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций на 2002 год. Компенсацию финансовых средств из федерального бюджета ответчики могли получить после представления документов в подтверждение произведенных за счет средств соответствующих бюджетов расходов, связанных с реализацией законов, в то время как такие документы Администрациями г. Владивостока и Приморского края не представлены.
Вместе с тем, такой вывод суда сделан без учета законодательных норм, регулирующих правоотношение сторон по исполнению указанных законов, и материалов дела.
Согласно ст. 7 ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам Ордена Трудовой Славы" от 09.01.1997 N 5-ФЗ, расходы связанные с реализацией данного законодательства, финансируются за счет средств бюджетов субъектов РФ с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ N 382 от 03.04.1997 поручение о разработке такого порядка дано Министерству финансов РФ.
Письмом Минфина РФ N 42н от 23.05.1997 "О порядке компенсации расходов, связанных с исполнением Закона РФ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам орденов Трудовой Славы" предусмотрено, что на исполнение указанного Закона и Постановления Правительства РФ N 382 распространено действие Письма Минфина РФ N 112 от 05.10.1993 в части порядка возмещения расходов, связанных с исполнением Закона 5-ФЗ от 09.01.1997, и, кроме того, также предусмотрено, что расходы, связанные с реализацией ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", финансируются за счет средств субъектов РФ с последующей компенсацией в пределах, предусмотренных на это в федеральном бюджете на соответствующий год.
Такой же порядок финансирования рассматриваемого Закона предусмотрен и Постановлением Правительства РФ от 22.05.2002 N 333.
Статьей 5 ФЗ "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" предусмотрены льготы по содержанию жилья и коммунально-бытовым услугам, указанным лицам и членам их семей.
Статьей 11 данного Закона установлено, что расходы органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, организацией и учреждений, связанных с реализацией настоящего Закона, возмещаются местными финансовыми органами путем перечисления средств на счета соответствующих органов, предприятий, учреждений и организаций за счет средств федерального бюджета РФ.
Следовательно, возмещение указанных расходов осуществляется местными органами власти, не за счет собственных средств бюджета муниципального образования, как указал Арбитражный суд Приморского края, а счет средств федерального бюджета.
Согласно ст. 72, 76 Конституции РФ и ст. 9 ФЗ "О принципах и порядке разгранечения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ", раздел полномочий РФ и субъектов в области социальной защиты производится по уровню органа государственной власти, принявшего соответствующее решение.
Возлагая ответственность за неисполнение указанных Законов Российской Федерации на органы местного самоуправления и на субъект Российской Федерации, Арбитражный суд Приморского края не учел, что соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах", а также Постановлением Правительства РФ N 581 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, может быть возложена только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Кроме того, судом не учтено, что в соответствии со ст. 84 Бюджетного кодекса РФ исключительно из федерального бюджета финансируется обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведенных к увеличению бюджетных расходов или уменьшению доходов других уровней.
Также, согласно п.п. 2, 3 ст. 4 ФЗ от 25.09.1997 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", а также п. 5 ст. 4, ст. 38 ФЗ от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на местные органы местного самоуправления может быть возложена ответственность за неисполнение федеральных законов только в том случае, если им одновременно с наделением полномочий Российской Федерации переданы материальные и финансовые средства, необходимые для осуществления указанных полномочий.
Материалами дела не подтверждено, что передавались денежные средства из федерального бюджета Приморскому краю и Администрации г. Владивостока на финансирование реализации ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" в 2000-2001 годах.
В законах о федеральных бюджетах на указанные годы денежные средства на компенсацию рассматриваемых расходов не планировались.
В 2002 году в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.05.2002 N 333 бюджету Приморского края из федерального бюджета на исполнение указанных Законов поступило 29 тыс. руб., при нуждах 71290 руб., которые в полном объеме переданы через муниципальные образования предприятиям, оказавшим услуги связи.
Таким образом, Арбитражный суд Приморского края принял судебные акты без надлежащей оценки материалов дела и без учета нормативных актов, регулирующих отношения сторон по реализации спорных федеральных законов, поэтому в сумме 29035 руб. 49 коп. их следует отменить и направить материалы дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует рассмотреть вопрос о привлечении в качестве стороны по делу Министерство Российской Федерации и с его участием рассмотреть спор по существу.
В остальной части решение и постановление Арбитражного суда Приморского края следует оставить без изменения, так как судом правильно отказано истцу во взыскании убытков ввиду пропуска срока исковой давности, предусмотренного ст. 196 ГК РФ, за период с 1987 по июль 2000 года.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 19.11.2003 и постановление от 12.02.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-6666/2003-28-233 в сумме 29035 руб. 49 коп. отменить.
Материалы дела в этой части отправить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
В остальной части решение и постановление по этому делу того же суда оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 июня 2004 г. N Ф03-А51/04-1/1091
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании