Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 21 января 2004 г. N Ф03-А37/03-2/3193
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Б.А. на решение от 26.06.2003, постановление 12.09.2003 по делу N А37-1033/03-1/4 Арбитражного суда Магаданской области, по заявлению Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Магаданской области к индивидуальному предпринимателю Б.А. о взыскании 3141,08 руб.
В соответствии с пунктом 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления кассационной инстанции в полном объеме откладывалось до 21.01.2004.
В Арбитражный суд Магаданской области обратилась Межрайонная инспекция МНС РФ N 1 по Магаданской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Б.А. 3141,08 руб., в том числе 2554,56 руб. недоимка по единому социальному налогу, 586,43 руб. пени за несвоевременную уплату налога.
Решением от 26.06.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.09.2003, требования налогового органа удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе предприниматель Б.А. предлагает состоявшиеся по делу судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование жалобы заявитель сослался на Постановление Конституционного Суда РФ от 24.02.1998 N 7-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 05.02.1997 "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в Фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год", которым признаны неконституционными тарифы взносов во внебюджетные фонды, установленные для индивидуальных предпринимателей на 1998 год. Поскольку дальнейшее законодательное регулирование тарифов на взносы во внебюджетные фонды для индивидуальных предпринимателей происходило уже после его регистрации, то
В отзыве на жалобу Межрайонная инспекция МНС РФ N 1 по Магаданской области доводы предпринимателя Б.А. отклонила и просила состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, так как выводы суда о применении норм материального и процессуального права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В заседании суда кассационной инстанции стороны не участвовали.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, исходя из доводов кассационной жалобы и представленных на нее возражений, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду несостоятельности изложенных в ней доводов.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели являются плательщиками единого социального налога.
Как видно из материалов дела, 29.04.2002 предприниматель Б.А. представил в налоговый орган налоговую декларацию по единому социальному налогу за 2001 год. Из декларации следует, что налоговая база и исчисленный с нее налог составляют соответственно 11204,59 руб. и 2554,65 руб., в том числе в Пенсионный фонд РФ 2151,28 руб., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 22,41 руб., в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования 380,96 руб.
В соответствии с пунктом 4 статьи 244 Налогового кодекса РФ уплата единого социального налога должна быть произведена до 15 июля года следующего за истекшим налоговым периодом. В нарушение указанной нормы предприниматель Б.А. не уплатил в бюджет единый социальный налог, указанный в декларации за 2001 год.
Довод заявителя жалобы о том, что основанием для уплаты предпринимателями страховых взносов во внебюджетные фонды являются лишь установленные в законодательном порядке тарифы, несостоятелен. По определению Конституционного Суда РФ, данному в Постановлении от 24.02.1998 N 7-П, признаками государственного пенсионного страхования, согласно действующему пенсионному законодательству, являются: определение в законе круга застрахованных, особый метод финансирования на основе обязательности уплаты страховых взносов страхователями и застрахованными гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также зафиксированный в законе страховой тариф взносов, дифференцированный по категориям плательщиков. При этом признак обязательности выражается в том, что отношения по государственному пенсионному страхованию возникают в силу закона, т.е. независимо от воли его участников.
Индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" от 01.04.1996 N 27-ФЗ. Поэтому, признание не соответствующими Конституции Российской Федерации пунктов "б" и "в" статьи 1 Федерального закона от 4 января 1999 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" и абзацев третьего и шестого пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год" в отношении правового регулирования страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для индивидуальных предпринимателей, не означает, что они перестали являться плательщиками указанного фонда. Согласно пункту 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 1999 г. N 18-П нормы вышеперечисленных законов, признанные настоящим Постановлением не соответствующими Конституции Российской Федерации не отменены, а подлежат пересмотру в установленном порядке. До установления нового правового регулирования индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в размере 20,6 процента от заработка (дохода).
Кроме того, согласно статье 2 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 28.06.1991 N 1499-1 предприниматель Б.А. является субъектом медицинского страхования и обязан уплачивать взносы в Фонд обязательного медицинского страхования по установленным законом тарифам.
Так, статьей 3 Федерального закона от 21.12.1995 N 207-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1996 год" был установлен тариф страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования в размере 3,6 процента от начисленной оплаты труда. На момент регистрации индивидуального предпринимателя Б.А. размер данного тарифа не изменился. Постановлениями Конституционного Суда РФ от 24.02.1998 N 7-П и от 23.12.1999 N 18-П индивидуальные предприниматели от уплаты страховых взносов в Фонд обязательного медицинского страхования РФ не освобождались, так как освобождение предпринимателей от уплаты страховых взносов означало бы переложение бремени участия в образовании фондов обязательного медицинского страхования на другие категории граждан.
Таким образом, до введения единого социального налога заявитель жалобы обязан был уплачивать во внебюджетные фонды 24,2% дохода, тогда как после введения единого социального налога размер платежей в указанные фонды составил лишь 22,8% дохода.
С учетом изложенных обстоятельств суд обеих инстанций правомерно отклонил довод предпринимателя Б.А. о том, что введение с 2001 года единого социального налога существенно ухудшает его положение как налогоплательщика, в связи с чем, на основании статьи 9 ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14.06.95 г. N 88-ФЗ он не должен уплачивать данный налог.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 26.06.2003 и постановление апелляционной инстанции 12.09.2003 по делу N А37-1033/03-1/4 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу-без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 января 2004 г. N Ф03-А37/03-2/3193
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании