Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 25 мая 2004 г. N Ф03-А51/04-1/1156
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: департамент финансов администрации Приморского края: Пьянкова В.Н. по доверенности N 24-01-06 от 05.03.2003, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ на решение от 24.11.2003, постановление от 03.03.2004 по делу N А51-8281/03 27-245 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Дальэнерго" в лице Артемовского отделения "Дальэнергосбыта" к финансовому управлению Администрации г. Артема, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ о взыскании 976185 рублей.
В соответствии со статьей 176 АПК РФ изготовление мотивированного постановления кассационной инстанции откладывалось до 25.05.2004.
Открытое акционерное общество "Дальэнерго" в лице Артемовского отделения обратилось в Арбитражный суд Приморского края к финансовому управлению Администрации г. Артема, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ о взыскании 976185,95 рублей, составляющих убытки от предоставления льгот гражданам по оплате за электрическую энергию в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ".
По ходатайству истца к участию в деле в качестве ответчика судом определением от 07.08.2003 привлечена Администрация г. Артема.
До принятия решения истец на основании ст. 49 АПК РФ уменьшил размер исковых требований до 920000 рублей.
Решением суда от 24.11.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.03.2004, требования истца удовлетворены.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Министерства финансов РФ, которое просит их отменить, как необоснованные, принятые в нарушение норм материального права.
По мнению Минфина РФ, Постановлением Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах" государственные полномочия Российской Федерации по финансированию льгот на коммунальные услуги переданы на муниципальный уровень и соответствующие полномочия Российской Федерации прекращены. Также, заявитель жалобы указывает на недоказанность истцом наличия условий, при которых согласно ст. 1069 ГК РФ могут быть удовлетворены требования о возмещении убытков.
Кроме того, заявитель приводит доводы о неправомерном включении истцом в сумму убытков налога на добавленную стоимость.
Департамент финансов администрации Приморского края в отзыве на кассационную жалобу и через своего представителя доводы жалобы о неправомерности взыскания из бюджета суммы НДС поддержал, в остальной части кассационную жалобу отклонил.
Представители других участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец в период с 01.01.2002 по 31.12.2002 в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 N 181-ФЗ, и во исполнение заключенного с Администрацией города Артема договора от 01.01.2002 N 71-Д предоставил гражданам, имеющим право на 50% скидку, льготы по оплате за электрическую энергию.
Невозмещенные муниципальными и государственными органами власти расходы истца составили 920000 рублей, о взыскании которых заявлены настоящие требования.
В соответствии со статьей 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ инвалиды всех категорий и семьи, имеющие детей-инвалидов, имеют право на получение скидки не ниже 50% с квартирной платы и оплаты коммунальных услуг.
Источник финансирования названных льгот не указан.
Исходя из положений ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 N 119-ФЗ (действующим до 07.07.2003) финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот, установленных федеральным законом, должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
В соответствии с пунктом 4 статьи 130, статей 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны передаваться в бюджет субъекта федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Как установлено судом на основе анализа Законов Приморского края "О краевом бюджете на 2002 год" от 26.11.2001 N 174-КЗ, "Об исполнении краевого бюджета в 2002 году", а также приложений к ним, финансовые средства, поступившие субъекту во исполнение ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" из Фонда компенсаций федерального бюджета на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в размере 160752 тыс. руб., направлены на исполнение названного закона.
Доказательств нецелевого использования субъектом РФ указанных средств Министерство финансов РФ не представило.
Поскольку органами государственной власти не обеспечено финансовыми средствами в полном объеме исполнение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", судом правомерно возмещены истцу убытки за счет казны Российской Федерации.
При этом судом правомерно отклонены доводы заявителя жалобы, сделанные со ссылкой на п. 16 Постановления Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг", о том, что за счет целевых федеральных средств (субвенций) должны финансироваться только жилищно-коммунальные льготы, предоставленные инвалидам, проживающим в федеральном жилищном фонде, а расходы, связанные с предоставлением льгот инвалидам, проживающим в ином жилищном фонде (в том числе муниципальном), должны возмещаться за счет собственных доходных источников, как противоречащие указанному законодательству, ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", Постановлению Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года". Кроме того, как обоснованно указал суд, в указанном постановлении не говорится об источнике финансирования названных льгот, а предусмотрена обязанность субъекта федерации установить порядок возмещения расходов, связанных с их предоставлением.
В соответствии со ст. 125 Гражданского кодекса РФ гражданская правоспособность Российской Федерации, субъекта РФ, муниципальных образований осуществляется через их органы, в соответствии с компетенцией последних.
Как разъяснено в п. 12 Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 в случае предъявления истцом требований о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, ответчиками Федерация, соответствующий субъект РФ или муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
Указанное не противоречит статье 10 Бюджетного кодекса РФ, а также Положению о Министерстве финансов РФ, согласно которому Минфин РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
В связи с чем доводы Минфина РФ о необоснованном возложении на него ответственности несостоятельны.
Судом также правильно отклонена ссылка заявителя на неправомерное включение истцом в заявленную ко взысканию сумму убытков налога на добавленную стоимость. Включение в стоимость компенсации НДС не подтверждается материалами дела, кроме того, сумма иска составляет 50% стоимости, выставляемой физическим лицам за потребленную тепловую энергию, которые не являются плательщиками этого налога.
Поскольку судебные акты приняты судом первой и апелляционной инстанций в соответствии с нормами процессуального и материального права, всем обстоятельствам по делу дана надлежащая оценка, оснований для их отмены либо изменения и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 24.11.2003, постановление от 03.03.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-8281/2003 27-245 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 мая 2004 г. N Ф03-А51/04-1/1156
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании