Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 22 июня 2004 г. N Ф03-А73/04-1/1143
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: юрисконсульт по доверенности N 22 от 05.01.2004 - Мышакова И.С., от ответчика: юрисконсульт по доверенности б/н от 16.01.2004 - Петренко В.А., от третьего лица: Минфин Хабаровского края - главный специалист по доверенности N 19-12/1314 от 05.09.2002 - Колотыгина З.А., Финансовый департамент Администрации г. Хабаровск - представитель по доверенности N 04-02/2724 от 26.12.2003 - Бутковский А.В., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по Хабаровскому краю на решение от 09.12.2003, постановление от 02.02.2004 по делу N А73-9291/2003-30 (АИ-1/36) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску МУП г. Хабаровска "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" к Министерству финансов РФ, 3 лица: Администрация г. Хабаровска, Правительство Хабаровского края, Минфин Хабаровского края, Правительство РФ, финдепартамент Администрации г. Хабаровска, о взыскании 171668 руб. 75 коп.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление мотивированного постановления кассационной инстанции откладывалось до 22.06.2004.
МУП г. Хабаровска "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" обратилось с иском в Арбитражный суд Хабаровского края к Минфину РФ о взыскании убытков в сумме 171668 рублей 75 копеек, возникших в результате предоставления льгот гражданам в соответствии с Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" за период с 01.01.2002 по 31.12.2002.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Правительство РФ в лице УФК по Хабаровскому краю, Правительство Хабаровского края, Минфин Хабаровского края, Администрация г. Хабаровска, финдепартамент Администрации г. Хабаровска.
Решением от 09.12.2003 исковые требования истца удовлетворены путем взыскания суммы 171668 руб. 75 коп. с казны Российской Федерации со ссылкой на ст.ст. 84, 131 Бюджетного кодекса РФ и на Указ Президента РФ от 05.05.1992 N 431.
Постановлением апелляционной инстанции от 02.02.2004 решение суда по тем же основаниям оставлено без изменения.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в соответствии со ст.ст. 284, 286 АПК РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ, в которой он просит отменить судебные акты, ссылаясь на то, что льгота по коммунальным услугам должна возмещаться за счет средств местного бюджета.
В соответствии с письмом Минфина РФ и Минсоцзащиты России от 29.06.1992 NN 51, 1-2359-18 "О софинансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей" источником возмещения расходов фактически определен бюджет субъекта Российской Федерации, а не бюджет РФ.
Кроме того, по мнению заявителя, истец не представил доказательств, что возникшие у него убытки причинены по вине незаконных действий (бездействий) государственных органов.
В судебном заседании представитель Минфина РФ доводы, изложенные в жалобе, поддержал и просил отменить решение и постановление Арбитражного суда Хабаровского края и направить материалы дела на новое рассмотрение.
Представители истца и Минфина РФ Хабаровского края с жалобой не согласились и просили судебные акты Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения.
Представитель финдепартамента Администрации г. Хабаровска с доводами жалобы не согласились по мотивам, изложенным в отзыве.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав мнение представителей сторон, суд кассационной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, МУП г. Хабаровска "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" за счет собственных средств в 2002 году предоставило многодетным семьям льготы по оплате коммунальных услуг в соответствии с Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
Требования истца возникли в связи с отказом Администрации г. Хабаровска и в возмещении ему указанных расходов по мотиву того, что компенсация должна производиться за счет средств бюджетов Российской Федерации и Хабаровского края, которые на реализацию льгот не выделили денежных средств.
Размер понесенных истцом расходов в 2002 году подтвержден актами сверок, составленными с Управлением социальной защиты населения комитета по управлению Железнодорожным округом и МУ "Хозрасчетный РКЦ по обработке коммунальных платежей".
Подпунктом "б" пункта 1 настоящего Указа установлена для многодетных семей скидка при оплате коммунальных услуг в размере не ниже 30% установленной платы. Источник финансирования этой льготы в Указе не определен, но предложено Министерству финансов РФ совместно с Министерством социальной защиты населения РФ в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом.
Во исполнение Указа Минфин РФ совместно с Минсоцзащиты населения РФ Письмом от 29.06.1992 за N 51 и N 1-2359-18 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей", (пункт 2) разъяснили, что скидки на оплату коммунальных услуг производятся за счет средств местных бюджетов.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду Постановление Минфина РФ и Минсоцзащиты РФ от 26, 29 июня 1992 г. NN 51, 1-2359-18 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей"
Однако Федеральным законом от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" предусмотрено, что передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий должна обеспечиваться материальными и финансовыми средствами, и ответственность за осуществление этих полномочий они несут в пределах такого обеспечения.
Поэтому суд первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод об отсутствии оснований для возложения ответственности по возмещению истцу убытков за счет муниципального бюджета ввиду невыделения средств в бюджет города на осуществление переданных на муниципальный уровень власти государственных полномочий.
Согласно Постановлениям Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 "О концепции реформировании межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах" и от 15.08.2001 N 581 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" на субъект РФ может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Статья 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации также предусматривает, исключительно из федерального бюджета финансовое обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, которое приводит к увеличению бюджетных расходов бюджетов других уровней.
Исходя из указанных норм, а также ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" N 119-ФЗ, (действующего до 07.07.2003) апелляционной инстанцией правомерно сделан вывод, что средства на реализацию льгот, установленных Указом Президента РФ N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", должны предусматриваться в федеральном бюджете для передачи нижестоящим бюджетам.
Как установлено из материалов дела и не опровергнуто Минфином РФ в лице Управления федерального казначейства, средства компенсаций на осуществление государственных полномочий по предоставлению гражданам льгот по Указу Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" в федеральном бюджете не запланированы и Хабаровскому краю в спорный период не выделялись.
В связи с чем, убытки истца, связанные с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг многодетным семьям, обоснованно возмещены за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ. Оснований для отмены решения и постановления апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 09.12.2003 и Постановление апелляционной инстанции от 02.02.2004 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-9291/2003-30 (АИ-1/36) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 июня 2004 г. N Ф03-А73/04-1/1143
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании