Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 22 июня 2004 г. N Ф03-А51/04-1/1571
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю на решение от 30.01.2004, постановление от 25.03.2004 по делу N А51-5905/03 5-256 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Дальэнерго" в лице Партизанского отделения Дальэнергосбыта к администрации Приморского края, администрации МО г. Партизанск, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Минфину РФ в лице УФК по Приморскому краю о взыскании 10812 руб. 01 коп.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось до 22.06.2004.
Открытое акционерное общество "Дальэнерго" в лице Партизанского отделения Дальэнергосбыта обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации Приморского края, администрации МО г. Партизанск, Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю, Департаменту финансов Администрации Приморского края о взыскании 10812 рублей 01 копейки, составляющих затраты, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот по оплате электроэнергии многодетным семьям, за период с 01.03.2002 по 31.12.2002.
Решением суда от 30.01.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.03.2004, исковые требования удовлетворены за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ, поскольку субъекту федерации не были выделены из федерального бюджета средства для компенсации льгот, предоставленных малообеспеченным семьям по оплате коммунальных услуг.
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по заявлению Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю, которое просит их отменить как незаконно принятые.
По мнению заявителя кассационной жалобы, в соответствии с нормативно-правовыми актами, регулирующими представление льгот, источником их предоставления являются средства бюджетов муниципальных образований, за счет которых и должны быть взысканы убытки истца.
Кроме того, ссылается на необоснованное включение в стоимость услуг, предъявленных к возмещению, налога на добавленную стоимость.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований к отмене судебных актов в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, истец в период с 01.03.2002 по 31.12.2002 при расчетах за электрическую энергию предоставил многодетным семьям льготы в размере 30% во исполнение Указа Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
Ввиду отказа в компенсации администрацией МО г. Партизанск выпадающих расходов в размере предоставленных указанной категории граждан льгот, истец обратился с настоящим требованием.
Согласно Указу Президента РФ от 05.05.1992 N 431 предписывающего органам исполнительной власти краев, областей установить такую льготу, и изданного в его исполнение Постановления Минфина РФ и Минсоцзащиты РФ от 29 июня 1992 NN 51, 102359-18 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей", источником финансирования дополнительных затрат, возникающих при реализации указанной льготы - названы средства местных бюджетов.
Обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другой уровень власти, в том числе - на органы государственной власти субъекта федерации, в силу ст. 84 БК РФ, относятся к расходам, финансируемым исключительно из федерального бюджета.
В соответствии со ст. 120 БК РФ финансовые средства, необходимые для осуществления полномочий РФ, не относящихся к предмету ведения субъекта РФ, передаваемые из бюджета РФ предусматриваются в нем как отдельный вид расходов бюджета и учитываются отдельно по каждому виду расходов.
Из указанного следует, что средства компенсаций на осуществление государственных полномочий, переданных субъекту федерации должны быть профинансированы из федерального бюджета в бюджет субъекта целевым назначением согласно федеральному закону о федеральном бюджете на соответствующий год.
Поскольку денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" в федеральном бюджете на спорный период не санкционировались в законе о федеральном бюджете на соответствующий год и по этой причине не предусмотрены в бюджетах Приморского края и г. Партизанска, ответственность за убытки, причиненные истцу неисполнением Указа Президента, правомерно, в соответствии со статьями 16, 1069 ГК РФ, судом возложена на Российскую Федерацию в лице Минфина за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, решение от 30.01.2004 и постановление от 25.03.2004 изменению, а кассационная жалоба удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 30.01.2004 и постановление от 25.03.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-5905/03 5-256 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 июня 2004 г. N Ф03-А51/04-1/1571
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании