Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 8 июня 2004 г. N Ф03-А59/04-1/1219
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Сахалинской области на решение от 28.01.2004 по делу N А59-1305/02-С17 Арбитражного суда Сахалинской области апелляционной инстанции дело не рассматривалось, по иску Тымовского межрайонного филиала открытого акционерного общества "Сахалинсвязь" к МО "Александровск-Сахалинский район" в лице финуправления, Отделу соцзащиты населения администрации МО "Александровск-Сахалинский район", Главному финуправлению Сахалинской области, Минфину РФ в лице УФК по Сахалинской области, 3 лицо: Департамент соцзащиты населения Сахалинской области о взыскании 243107 рублей.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось до 08.06.2004.
Тымовский межрайонный филиал открытого акционерного общества "Сахалинсвязь" (правопреемник ОАО "Дальсвязь") обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к муниципальному образованию "Александровск-Сахалинский район" в лице финансового управления, отделу социальной защиты населения администрации МО "Александровск-Сахалинский район", Главному финансовому управлению Сахалинской области, Министерству финансов РФ в лице УФК по Сахалинской области о взыскании 243107 рублей убытков в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан в соответствии с Законами РФ "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в РФ".
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент социальной защиты населения Сахалинской области.
Решением суда от 28.01.2004 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
Принимая его, первая инстанция сослалась на недостаточное выделение из федерального бюджета денежных средств для компенсации спорных расходов, в связи с чем, ответственность за возникшие у истца убытки должно нести Министерство финансов РФ.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Правильность судебного акта проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по заявлению Минфина РФ в лице Управления федерального казначейства по Сахалинской области, где просит его отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя, суд не учел, что средства на возмещение расходов по ФЗ "О ветеранах" за пользование радиоточкой в областном бюджете не предусматривались.
Поскольку ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" не содержит конкретного указания на источники финансирования льгот, то, по утверждению заявителя, финансирование льгот должно осуществляться субъектом РФ.
Также, ссылается на неподтверждение истцом понесенных им расходов в связи с предоставлением федеральных льгот и на пропуск 3-х годичного срока исковой давности.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция находит жалобу несостоятельной.
Как установлено из материалов дела, ОАО "Дальсвязь" в течение 1999-2000 годов при расчете за услуги связи, оказанные ветеранам и инвалидам, проживающим в МО "Александровск-Сахалинский район", учитывало льготу, предусмотренную для этой категории граждан Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в РФ".
Всего за указанный период истец предоставил льгот на сумму 243107 рублей, что подтверждается имеющимися в деле документами и не оспаривается сторонами.
Ввиду невозмещения этих расходов истцу предъявлен настоящий иск на основании статьи 16 ГК РФ.
В соответствии со статьей 10 Закона о ветеранах (в ред. 18.11.98) расходы, связанные с реализацией прав и льгот, установленных ветеранам настоящим федеральным законом, производятся за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Указанной статьей предусмотрено распределение определенных льгот за конкретными бюджетами. Предоставление других прав и льгот, установленных настоящим федеральным законом, в том числе пользование радио, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации не предусмотрен порядок предоставления льгот по оплате услуг за пользование радио.
Статьей 10 Закона о ветеранах (в ред. 02.01.2000) определено, что за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации возмещаются расходы на услуги за пользование радио.
В силу пунктов 17, 18 статьи 4 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", Российская Федерация приняла на себя обязательства по установлению федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов.
Судом установлен факт недостаточного выделения из федерального бюджета средств субъекту РФ - Сахалинской области для финансирования как федеральных полномочий, так и переданных субъекту полномочий по исполнению этих законов.
Так, ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" при расчете суммы финансовой помощи субъектам РФ из федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ учтены расходы Сахалинской области на реализацию ФЗ "О ветеранах" в размере 24944 тыс. рублей.
ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" предусмотрена передача из федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ денежных средств Сахалинской области для реализации ФЗ "О ветеранах" в сумме 29932,8 тыс. рублей.
Однако, названными законами не было предусмотрено направление целевых денежных средств на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в бюджет Сахалинской области.
Вместе с тем, Законом "Об областном бюджете на 1999 год" предусматривалась передача МО "Александровск-Сахалинский район" отдельных государственных полномочий Сахалинской области на реализации ФЗ "О ветеранах" в сумме 1248 тыс. рублей, "О социальной защите инвалидов в РФ" в сумме 465 тыс. рублей, и Законом "Об областном бюджете на 2000 год" передача средств на реализацию ФЗ "О ветеранах" в сумме 1406 тыс. рублей, "О социальной защите инвалидов в РФ" в сумме 419 тыс. рублей.
Пунктом 3.3 Постановления Правительства РФ N 862 от 30.07.1998 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999-2001 годах" предусмотрено, что назначение федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ - выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, рассчитываемого с учетом оценки расходных полномочий бюджетов субъектов РФ по основным отраслям бюджетного финансирования.
Судом установлено, что все выделенные Сахалинской области денежные средства на реализацию ФЗ "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в РФ" направлялись на компенсацию предоставленных льгот. Доказательств нецелевого использования субъектом указанных федеральных средств Министерством финансов РФ не представлено.
Поскольку Минфин РФ, в порядке статьи 65 АПК РФ, доказательств выделения целевым назначением в достаточном количестве из федерального бюджета средств на реализацию ФЗ "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в РФ" бюджету Сахалинской области в рассматриваемый период не предоставил, то суд первой инстанции правомерно возложил на него ответственность за причиненные истцу убытки и удовлетворил иск за счет казны РФ согласно статьям 16, 1069 ГК РФ, освободив от ответственности субъект РФ.
Доводы заявителя кассационной жалобы о пропуске истцом срока исковой давности являются безосновательными, поскольку истец обратился с иском в пределах установленного статьей 196 ГК РФ трехгодичного срока исковой давности.
В соответствии со статьей 200 ГК РФ начало течения срока исковой давности определено с 01.01.2000, то есть когда по окончанию финансового года и предоставлению годового отчета работы предприятия истец узнал о возникших у него убытках.
Таким образом, оснований для изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 28.01.2004 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-1305/02-С17 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 8 июня 2004 г. N Ф03-А59/04-1/1219
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании