Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 8 июня 2004 г. N Ф03-А51/04-1/1276
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от должника: Жихарев В.В., представитель по доверенности от 05.01.2004 N 1-д; от ГУ "ПРО ФСС РФ" - Гудова Ж.А., заместитель начальника отдела правового обеспечения, доверенность от 04.02.2004 N 02-30/01-355, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства г. Партизанска на определение от 04.12.2003, постановление от 02.02.2004 по делу N А 51 -2740/0311-56Б Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства г. Партизанска о признании его несостоятельным (банкротом).
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось до 08.06.2004.
Решением от 10.04.2003 Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства г. Партизанска (далее - МУП ЖКХ, должник, предприятие) признано несостоятельным (банкротом) с открытием в отношении должника конкурсного производства.
Государственное учреждение "Приморское региональное отделение Фонда социального страхования РФ" (далее - ГУ "ПРО ФСС РФ", фонд) заявило требования к должнику на сумму 2946309 руб. 04 коп. (с учетом уточнений), из которых: - 2902838 руб. 04 коп. - требования по капитализированным платежам; - 43471 руб. - требования по обязательным платежам.
По ходатайству Территориального органа Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству в Приморском крае (далее - ТО ФСФО России) арбитражный суд произвел замену ГУ "ПРО ФСС РФ" на ТО ФСФО России.
Определением от 04.12.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.02.2004, арбитражный суд признал обоснованными требования ТО ФСФО России, подлежащими включению в реестр требований кредиторов предприятия, в том числе: - 2902838 руб. 04 коп. в первую очередь; - 43471 руб. (35625 - основной долг, 7846 руб. - пени) в третью очередь.
В кассационной жалобе МУП ЖКХ просит отменить указанные судебные акты в части включения в первую очередь реестра требований кредиторов предприятия требований по капитализированным платежам и направить дело в этой части на новое рассмотрение.
В обоснование кассационной жалобы заявитель сослался на неправомерное включение в первую очередь реестра требований кредиторов предприятия требований по капитализированным платежам, подлежащим включению, по его мнению, в третью очередь удовлетворения, как обязательные платежи в бюджет. Указал на необоснованность требований по капитализированным платежам в отношении Белозеровой Г.И. и Деревцова В.А.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель должника поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, с которыми не согласился представитель фонда, полагая, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает их подлежащими изменению в связи со следующим.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.02.2003 N 100 "Об уполномоченном органе в делах о банкротстве и в процедурах банкротства и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих", действовавшим на момент рассмотрения данного дела, уполномоченным органом, представляющим в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, являлась Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО России).
Производя замену фонда на ТО ФСФО России, арбитражный суд исходил из того, что ФСФО России является уполномоченным органом по представлению требований фонда.
Однако в соответствии со ст. 2 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (далее - Закон о банкротстве 2002 г.), к обязательным платежам относятся налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.
Следовательно, с учетом этой нормы права и ст. 20 ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.1998 N 125-ФЗ (далее - Закон об обязательном социальном страховании) к обязательным платежам могут быть отнесены обязательные страховые взносы страхователей как обязательные взносы в Фонд социального страхования РФ.
В данном случае предметом заявленных фондом требований являются как обязательные, так и капитализированные платежи.
Из положений Закона об обязательном социальном страховании и Закона о банкротстве 2002 г. не следует, что эти платежи относятся к обязательным взносам в фонд.
В силу ст. 23 Закона об обязательном социальном страховании капитализированные платежи подлежат внесению страховщику при ликвидации страхователя - юридического лица в порядке, определяемом Правительством РФ.
Такой порядок утвержден Постановлением Правительства РФ от 17.11.2000 N 863, в соответствии с которым ликвидируемое (в том числе в связи с признанием банкротом) юридическое лицо - страхователь по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний вносит в Фонд социального страхования РФ капитализированные платежи, предназначенные для удовлетворения требований граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью.
Таким образом, в силу ст. 23 Закона об обязательном социальном страховании права требования таких граждан к должнику переходят к Фонду социального страхования РФ, причем в силу ст. 384 ГК РФ в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. Следовательно, страховщик вправе обращаться к должнику с требованием о признании его кредитором по капитализированным платежам, что имело место в данном случае.
С учетом изложенного, у арбитражного суда отсутствовали правовые основания для замены фонда на ТО ФСФО России в части требований по капитализированным платежам.
Оценив представленные в деле доказательства, арбитражный суд пришел к выводу об обоснованности требовании уполномоченного органа по обязательным платежам на сумму 43471 руб. и включении их в реестр требований кредиторов предприятия в третью очередь, что соответствует положениям ст.ст. 134, 137 Закона о банкротстве 2002 г. В данной части судебные акты не обжалуются.
При этом, арбитражный суд сделал обоснованный вывод о включении требований по капитализированным платежам в реестр требований кредиторов предприятия в первую очередь, соответствующий положениям статей 134 (п. 4), 135 Закона о банкротстве 2002 г., правильно примененных арбитражным судом.
В этой связи кассационной инстанцией не принимаются во внимание доводы заявителя жалобы о неправомерном включении требований по капитализированным платежам в первую очередь.
Несостоятельны доводы заявителя жалобы о необоснованном включении в требования по капитализированным платежам выплат, причитающихся Белозеровой Г.И. и Деревцову В.А.
Данные доводы были предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции и получили надлежащую оценку.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного, основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Определение от 04.12.2003, постановление от 02.02.2004 по делу N А51-2740/0311-56Б Арбитражного суда Приморского края изменить, дополнить абзац первый резолютивной части данного определения словами: "по обязательным платежам на сумму 43471 рубль и требования ГУ "Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" в лице его филиала N 5 г. Находка по капитализированным платежам на сумму 2902838 рублей 04 копейки". В остальном определение и постановление оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 8 июня 2004 г. N Ф03-А51/04-1/1276
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании