Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 17 февраля 2004 г. N Ф03-А73/04-1/108
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 сентября 2004 г. N Ф03-А73/04-1/2652
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: юрисконсульт по доверенности N НЮ-473 от 31.12.2003 - Красножен И.В., от ответчика: Администрация г. Хабаровска - главный специалист по доверенности N 04-0212724 от 26.12.2003 - Бутковский А.В., Минфин РФ - ведущий специалист по доверенности б/н от 16.01.2004 - Бертина Н.В., Минфин Хабаровского края - юрисконсульт по доверенности N 19-11/2168 от 15.12.2003 - Тимошенко С.Н., рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Министерства финансов Хабаровского края, Министерства финансов РФ на постановление от 13.11.2003 по делу N А73-7882/2002-4 (АИ-1/517) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Федерального государственного унитарного предприятия "ДВЖД МПС РФ" к Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации, Администрации г. Хабаровска о взыскании 23562 руб. 47 коп.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление мотивированного постановления кассационной инстанции откладывалось до 17.02.2004.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Дальневосточная железная дорога МПС РФ" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Администрации г. Хабаровска, Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Хабаровскому краю, Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому департаменту Администрации г. Хабаровска о взыскании 23562 руб. 47 коп., составляющих убытки в виде выпадающих доходов, связанных с предоставлением гражданам льготы по уплате жилищнокоммунальных услуг в соответствии с ФЗ "О ветеранах", ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" за период с января 2001 года по апрель 2002 года.
Решением от 08.04.2003 в удовлетворении исковых требований истцу отказано со ссылкой на отсутствие доказательств, подтверждающих исковые требования.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.11.2003 решение суда отменено, исковые требования истца удовлетворены. Взыскано с казны Российской Федерации в лице Минфина РФ 1676 руб. 11 коп. по льготам, предоставленным инвалидам, и с Минфина Хабаровского края - 17343 руб. 43 коп. по льготам, предоставленным ветеранам.
Законность судебного акта проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке ст. 284, 286 АПК РФ на основании кассационных жалоб Минфина РФ и Минфина Хабаровского края.
Минфин Хабаровского края не согласен с постановлением апелляционной инстанции о взыскании расходов, связанных с предоставлением льгот гражданам в соответствии с ФЗ "О ветеранах", считая, что компенсация указанных расходов должна производиться за счет федерального бюджета, из которого субъекту федерации денежных средств в 2001 и 2002 годах не выделялось.
Кроме того, заявитель считает, что суд не рассмотрел вопрос о правомерности предоставленных льгот четырем гражданам: Вильготу Е.А., Ходосоевой С.И., Хухаревой М.П. и Попову Е.Е. и не проверил правильность применения ставки оплаты за содержание и текущий ремонт жилья в январе 2001 года.
Представитель Минфина РФ считает, что арбитражный суд неосновательно возложил на него ответственность по возмещению убытков, связанных с предоставлением льготы гражданам по оплате жилищнокоммунальных услуг в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", так в соответствии со смыслом п. 16 Постановления Правительства РФ N 901 от 27.07.1996 на исполнение указанного закона денежные средства должны выделяться краевым бюджетом.
Кроме того, указал, что на основании ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" из федерального бюджета выделено было Хабаровскому краю для компенсации предоставленных инвалидам льгот 151583000 руб., в 2002 году - 159000000 рублей.
По его мнению, Постановление Правительства РФ N 901 от 27.07.1996 предусматривает софинансирование из федерального бюджета и бюджета субъектов федерации расходов на общественные услуги, т.е. на мероприятия по социальной защите населения, таким образом, расходы по предоставлению льгот инвалидам нельзя отнести к исключительной компетенции только Российской Федерации.
В судебном заседании представители Минфина Хабаровского края и Минфина РФ кассационные жалобы поддержали и просили постановление суда отменить.
Представители истца и Администрации г. Хабаровска с жалобами не согласились и просили судебный акт оставить без изменения.
Из материалов дела установлено, ФГУП "Дальневосточная железная дорога" предоставило за счет собственных средств с января 2001 года по апрель 2002 года гражданам, имеющим право на их получение, льготы по оплате коммунальных услуг в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов" и ФЗ "О ветеранах", в связи с чем у него возникли убытки по инвалидам - 1676 руб. 11 коп. и по ветеранам - 17343 руб. 43 коп.
Согласно статье 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ инвалиды всех категорий и семьи, имеющие детей-инвалидов, имеют право на получение скидки не менее 50% с квартирной платы и оплаты коммунальных услуг.
Источник финансирования данных льгот настоящий закон не определил.
Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 (п. 16), изданым во исполнение закона, также не указан источник финансирования льгот.
Апелляционной инстанцией правомерно установлено, что исходя из ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ" от 24.11.1999, финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
В соответствии со ст.ст. 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Указанное следует также из ст. 15.6 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", установившей, что возмещение организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов на предоставление установленных законами РФ льгот осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для возмещения фактически произведенных расходов.
В целях реализации федеральных законов по обеспечению финансирования мероприятий по предоставлению льгот гражданам по оплате коммунальных услуг в 2001 году создан Фонд компенсаций, средства которого должны направляться в субъекты РФ для возмещения организациям, предоставившим льготы.
ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" в составе фонда компенсаций запланированы средства на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в сумме 151583000 руб.
Законом Хабаровского края от 25.05.2001 "О внесении изменений в закон Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края на 2001 год" размер средств, передаваемых муниципальным образованиям для реализации льгот инвалидам, установлен 190691 тыс. руб., куда вошла и сумма 151583 тыс. руб.
В соответствии со статьями 54, 55 ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" создан фонд компенсаций, из которого Хабаровскому краю выделено денежных средств для исполнения ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в размере 149855 тыс. рублей.
Выделенные средства, как свидетельствуют документы, полностью направлены субъектом РФ через органы федерального казначейства на обеспечение льгот инвалидам в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ N 536 от 14.07.2001 "О порядке предоставления и расходования в 2001 году средств фонда компенсаций на реализацию федеральных законов "О социальной защите инвалидов в РФ" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Минфин РФ свой довод о том, что Хабаровскому краю достаточно выделено в 2001 и 2002 годах из федерального бюджета денежных средств для компенсации льгот инвалидам, не подтвердил.
Согласно методике, разработанной и утвержденной Минфином РФ 26.10.2001 на 2002 год, Хабаровскому краю согласована сумма расходов на реализацию жилищно-коммунальных льгот инвалидам 286927 тыс. руб., фактически запланировано 149855 тыс. руб., исполнено на 159905 тыс. руб.
В связи с изложенным апелляционной инстанцией правомерно возмещен истцу убыток в сумме 1676 руб. за счет казны Российской Федерации.
Статья 10 ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ устанавливает, что осуществление расходов на реализацию прав и льгот, представленных ветеранам, производится как за счет бюджета Российской Федерации, так и за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Подпунктом 2 ст. 10 указанного Закона определено, что порядок возмещения расходов утверждается соответственно Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ. Данные расходы учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета с бюджетом субъекта РФ и имеют целевое назначение (в редакции от 02.01.2000 N 40-ФЗ).
В соответствии с положениями статей 84, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации исключительно из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ финансируются расходы на обеспечение отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень. Статья 6 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 28.08.1995 N 154-ФЗ устанавливает, что финансирование расходов, связанных с предоставлением федеральных льгот по оплате коммунальных услуг, не относится к вопросам местного значения.
В силу части 2 ст. 4 ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" от 25.09.1997 N 126-ФЗ при наделении органов местного самоуправления отдельными полномочиями Российской Федерации и отдельными государственными полномочиями субъектов РФ материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий, передаются им одновременно с принятием этих решений. При этом органы местного самоуправления несут ответственностьи за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой они обеспечены финансовыми средствами.
В деле отсутствуют документы, подтверждающие передачу бюджету города Хабаровска денежных средств в 2001 и 2002 годах в полном объеме для компенсации истцу затрат связанных с предоставлением льгот ветеранам по оплате жилищно-коммунальных услуг, поэтому суд первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод об отсутствии оснований для возмещения истцу убытков за счет бюджета муниципального образования.
Требования истца удовлетворены апелляционной инстанцией за счет казны субъекта РФ со ссылкой на то, что в 2001, 2002 годах в Хабаровский край поступило из федерального бюджета достаточно средств на возмещение потерь в связи с изменением объема и порядка формирования фонда компенсаций и в полном объеме краю выделены денежные средства на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Однако, указанные выводы суда не подтверждены материалами дела.
Действительно ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" запланированы и переданы Хабаровскому краю из фонда компенсации 81639 тыс. руб. (Приложение N 27 "Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение потерь в связи с изменением объема порядка формирования фонда компенсаций").
На выравнивание бюджетной обеспеченности ст. 37 ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" предусмотрено Хабаровскому краю 2260836000 рублей.
Целевое выделение денежных средств на исполнение ФЗ "О ветеранах" по предоставлению льгот по жилищно-коммунальным услугам законом о федеральном бюджете на 2001 год не предусмотрено.
Также не предусмотрено финансирование целевым назначением расходов, связанных с предоставлением рассматриваемых льгот в ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год".
Доводы Минфина РФ о том, что ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" фактически обеспечены источники осуществления обязанностей по реализации мероприятий, предусмотренных в ФЗ "О ветеранах", и что передача финансовых ресурсов на региональный уровень производилась путем норматива отчислений от налога на физических лиц в консолидированные бюджеты субъектов РФ, принят судом апелляционной инстанции без исследование обстоятельств поступления в бюджет Хабаровского края из федерального бюджета средств в указанном выше порядке.
Апелляционной инстанции необходимо было проверить действительно ли Хабаровскому краю из федерального бюджета поступали денежные средства в указанном выше порядке и на какие цели они были использованы субъектом РФ.
Кроме того, следовало установить размер потребности Хабаровского края для обеспечения исполнения ФЗ "О ветеранах" 2001 и 2002 году, в том числе для компенсации расходов по жилищно-коммунальным услугам.
Поскольку постановление апелляционной инстанцией принято в части решения вопроса об исполнении ФЗ "О ветеранах" по недостаточно исследованным обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения спора, поэтому судебный акт следует отменить в части и материалы дела направить на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 13.11.2003 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-7882/2002-4 (АИ-1/517) в части возмещения убытков по ФЗ "О ветеранах" в сумме 17343 руб. отменить.
Материалы дела в этой части направить на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию того же суда.
В остальной части постановления оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 февраля 2004 г. N Ф03-А73/04-1/108
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании