Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 5 мая 2004 г. N Ф03-А59/04-2/781
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ФГУП "Хабаровский участок ДП ФГУП "7 ПСУ МО РФ": Т.В. Курковская, юрисконсульт по доверенности б/н от 01.01.2003, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Хозрасчетный участок - дочернее предприятие Федерального государственного унитарного предприятия "7 промышленно-строительное управление Министерства обороны Российской Федерации" на решение от 24.10.2003, постановление от 12.01.2004 по делу N А59-1232/2003-С23 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Хозрасчетный участок - дочернее предприятие Федерального государственного унитарного предприятия "7 промышленно-строительное управление Министерства обороны Российской Федерации" к Администрации города Южно-Сахалинска, третьи лица: Комитет по управлению муниципальной собственностью города Южно-Сахалинска, Южно-Сахалинская КЭЧ, Комитет по управлению государственным имуществом Сахалинской области, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Сахалинской области о признании недействительным ненормативного акта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления кассационной инстанции в полном объеме откладывалось до 05.05.2004.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Хозрасчетный участок - дочернее предприятие федерального государственного унитарного предприятия "7 промышленно-строительное управление Министерства обороны Российской Федерации" (далее ФГУП "ХРУ - ДП ФГУП "7 ПСУ МО РФ") обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании недействительными п.п. 14 и 23 постановления Мэра г. Южно-Сахалинска N 1219 от 14.06.1994, Государственного акта серии ЮС N 003538 от 19.06.1995, а также о признании за заявителем права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком N 4797/20, полученным от Южно-Сахалинской КЭЧ в результате правопреемства.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Южно-Сахалинская КЭЧ, комитет по управлению государственным имуществом Сахалинской области, комитет по управлению муниципальной собственностью г. Южно-Сахалинска, комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Сахалинской области.
Решением от 24.10.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.01.2004, в удовлетворении заявленных требований ФГУП "ХРУ - ДП ФГУП "7 ПСУ МО РФ" отказано.
При разрешении спора суд исходил из того, что земельный участок N 20 относится к землям обороны и в соответствии с нормативными актами, действовавшими на момент принятия оспариваемого постановления Мэра, учет земельных участков, хранение соответствующих государственных актов и межевых планов возлагался на квартирно-эксплуатационные органы в военных округах. Для предоставления земельного участка Хозрасчетному ремонтному участку в пользование необходимо его обращение в Министерство обороны. В настоящее время такое обращение также необходимо, что ФГУП "ХРУ - ДП ФГУП "7 ПСУ МО РФ" сделано не было. Кроме того, по заявлению Администрации г. Южно-Сахалинска суд применил срок исковой давности.
В кассационной жалобе ФГУП "ХРУ - ДП ФГУП "7 ПСУ МО РФ" предлагает решение и постановление суда первой и апелляционной инстанций отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы заявитель указал, что с 01.07.1988 Южно-Сахалинский хозрасчетный участок КЭУ ДВО (ныне ФГУП "ХРУ - ДП ФГУП "7 ПСУ МО РФ") обладает гражданской правоспособностью и носителем права хозяйственного ведения на недвижимое имущество предприятия, включающее в себя здания, расположенные на земельном участке в г. Южно-Сахалинске по переулку Мартовский, 8.
По учетным регистрам Южно-Сахалинской КЭЧ земельный участок используется как база хозрасчетного ремонтного участка. Поскольку сама КЭЧ является учреждением и владеет имуществом на праве оперативного управления, то она не могла использовать земельный участок как хозрасчетный фонд. На момент издания постановления Мэра города от 14.06.1994 предприятие фактически владело спорным земельным участком, несмотря на то, что регистрация хозрасчетного участка как юридического лица произведена лишь 25.04.1995. Вынося постановление N 1219, и наделяя Южно-Сахалинскую КЭЧ титульным правом на земельный участок, Мэр города нарушил права заявителя жалобы. Поэтому ФГУП "ХРУ - ДП ФГУП "7 ПСУ МО РФ" считает, что в настоящее время ему как правопреемнику Южно-Сахалинской КЭЧ необходимо переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок.
Изложенные в жалобе доводы представитель ФГУП "ХРУ - ДП ФГУП "7 ПСУ МО РФ" поддержал в заседании суда кассационной инстанции.
Представители Администрации г. Южно-Сахалинска и третьих лиц в заседании суда кассационной инстанции не участвовали.
В отзывах на жалобу Администрация г. Южно-Сахалинска и комитет по управлению государственным имуществом Сахалинской области доводы ФГУП "ХРУ - ДП ФГУП "7 ПСУ МО РФ" отклонили и просили состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, так как выводы суда о применении норм материального и процессуального права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Исходя из доводов заявителя жалобы, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, и не нашел оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
В силу ст. 83 Земельного кодекса РСФСР (в редакции 1993 г.) землями промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения и иного назначения признаются земли, предоставленные соответствующими Советами народных депутатов в пользование или аренду предприятиям, учреждениям и организациям для осуществления возложенных на них специальных задач.
Согласно ст. 88 ЗК РСФСР землями для нужд обороны признаются земли, предоставленные для размещения и постоянной деятельности войсковых частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Вооруженных Сил, пограничных, внутренних и железнодорожных войск.
Пунктом 3 Инструкции о порядке учета земельных участков, представленных для нужд Министерства обороны СССР, утвержденной зам. Министра обороны СССР 4.03.1965, предусматривает, что учет земельных участков, предоставленных для нужд Министерства обороны СССР, возлагается на квартирно-эксплуатационные органы военных округов. Контроль за правильным и по назначению использованием земель возлагается на начальников КЭЧ. Документами, подтверждающими право Минобороны СССР на пользование земельными участками, являются акты на право пользования землей и межевые планы, которые передаются на постоянное хранение квартирно-эксплуатационным управлениям (отделам) военных округов. В КЭЧ района (гарнизона) ведутся шнуровые книги учета земельных участков, предоставленных для нужд Минобороны.
Из материалов дела видно, что 14.06.1994 Мэр г. Южно-Сахалинска принял постановление N 1219 "О согласовании мест расположения объектов перспективного проектирования и об отводе земельных участков под застройку", согласно п.п. 14 и 23 которого квартирно-эксплуатационной части предоставлен в постоянное пользование земельный участок N 4797/20 в фактически сложившихся границах под существующую производственную базу. КЭЧ предписано получить паспорт земельного участка и Государственный акт на право землепользования. На основании данного постановления Мэра 27.12.1994 Южно-Сахалинской КЭЧ района выдан Государственный акт на право пользования землей серии ЮС N 003538. Участок закреплен актом формы N 422 за ГУП "Южно-Сахалинский ХРУ ППП МО РФ", что видно из акта технической инвентаризации зданий, сооружений и земельных участков от 30.10.2001.
При изложенных обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что при принятии данного ненормативного акта Администрация г. Южно-Сахалинска не нарушила права ФГУП "ХРУ - ДП ФГУП "7 ПСУ МО РФ" и действовавшее в тот период законодательство, так как согласно п. 10 ст. 1 Федерального закона "Об обороне" от 31.05.96 N 61-ФЗ земли, на которых располагается производственная база предприятия, являются землями Министерства обороны РФ и, следовательно, относятся к федеральной собственности. Поэтому Южно-Сахалинская КЭЧ обязана была вести учет этих земель.
Используя предоставленное ему право, комитет по управлению государственным имуществом Сахалинской области 14.03.2000 выдал ФГУП "ХРУ - ДП ФГУП "7 ПСУ МО РФ" свидетельство N 033004 о внесении спорного земельного участка в реестр федерального имущества, и закреплении данного участка за ФГУП "ХРУ - ДП ФГУП "7 ПСУ МО РФ" на праве хозяйственного ведения. Устав ФГУП "ХРУ - ДП ФГУП "7 ПСУ МО РФ" утвержден 22.07.2002 с приложением Перечня переданного ему в хозяйственное ведение пяти объектов недвижимого имущества, находящегося в г. Южно-Сахалинске по переулку Мартовский 8.
Требуя признать за собой право на постоянное пользование спорным земельным участком с момента регистрации его как федерального имущества, ФГУП "ХРУ - ДП ФГУП "7 ПСУ МО РФ" указало, что такое право перешло к нему от Южно-Сахалинской КЭЧ в порядке правопреемства. При этом доказательств правопреемства заявитель жалобы суду не представил.
Пунктом 1 ст. 20 ЗК РФ предусмотрено, что в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Пунктом 10 ст. 3.1 Федерального закона РФ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" N 137-ФЗ от 25.10.2001 предусмотрено, что до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное. Порядок распоряжения этими землями может быть определен Правительством РФ.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 07.08.2002 N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю" Министерству имущественных отношений РФ предоставлено право осуществлять от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в случае предоставления земельных участков органу государственной власти РФ, государственному учреждению, государственному унитарному предприятию.
Согласно письму первого заместителя Министра имущественных отношений РФ от 24.01.2003 N ДА-9/2430 на основании Положения о Министерстве имущественных отношений РФ Минимущество России как федеральный орган исполнительной власти, уполномочено управлять и распоряжаться в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в собственности Российской Федерации, в том числе земельными участками.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что в настоящее время принять решение о выделении участка федеральному государственному унитарному предприятию возможно только после предварительного согласования с Министерством имущественных отношений РФ и Министерством обороны РФ.
Также правомерным является вывод суда о пропуске ФГУП "ХРУ-ДП ФГУП "7 ПСУ МО РФ" срока исковой давности. Согласно ст. 196 ГК РФ этот срок составляет три года. В силу п. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. С заявлением в суд ФГУП "ХРУ - ДП ФГУП "7 ПСУ МО РФ" обратилось 22.04.2003, тогда как недвижимое имущество фактически находилось у него в хозяйственном ведении с 1988 года. Таким образом, на 14.03.2000 ФГУП "ХРУ - ДП ФГУП "7 ПСУ МО РФ" должен был знать о существовании обжалуемых им ненормативных актов и о нарушении своего права.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 24.10.2003 и Постановление апелляционной инстанции от 12.01.2004 по делу N А59-1232/2003-С23 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 мая 2004 г. N Ф03-А59/04-2/781
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании