Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 12 мая 2004 г. N Ф03-А51/04-2/955
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ООО "ГА" - Панасюк Ю.Б., адвокат по доверенности от 10.11.2003 б/н., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Приморскому краю на решение от 08.12.2003, постановление от 12.02.2004 по делу N А51-14462/2003 33-122 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Приморскому краю к обществу с ограниченной ответственностью "ГА" о взыскании 5000 руб.
В соответствии с пунктом 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления кассационной инстанции в полном объеме откладывалось до 12.05.2004.
Межрайонная инспекция Министерства РФ по налогам и сборам N 9 по Приморскому краю обратилась в Арбитражный суд Приморского края с иском о взыскании с ООО "ГА" штрафных санкций в сумме 5000 руб. за грубое нарушение правил учета доходов, выразившееся в отсутствии налоговых карточек формы N 1-НДФЛ, отражающих выигрыши физических лиц на тотализаторе.
Решением суда от 08.12.2003, оставленным постановлением апелляционной инстанции от 12.02.2004 без изменения, в иске отказано. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что выплачивая физическим лицам доходы в виде выигрышей, и не являясь при этом налоговым агентом, ООО "ГА" не несет на себе бремя обязанности по ведению учета таких доходов.
В кассационной жалобе инспекция по налогам и сборам предлагает решение и постановление суда первой и апелляционной инстанций отменить и принять новое решение о взыскании с ООО "ГА" штрафа в сумме 5000 руб.
В подтверждение правомерности привлечения ООО "ГА" к ответственности по п. 1 ст. 120 НК РФ налоговый орган сослался на следующие обстоятельства. Несмотря на то, что Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ" организаторы тотализаторов и других, основанных на риске игр, освобождены от удержания налога с выигрышей, заявитель жалобы считает, что они, обязаны вести учет выплаченных физическим лицам доходов и сообщать налоговому органу сведения об этих доходах в силу ст. 230 НК РФ.
ООО "ГА" отзыв на жалобу не представило. Его представитель в заседании суда кассационной инстанции доводы заявителя жалобы отклонил и просил состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения. Представитель инспекции по налогам и сборам в заседании суда кассационной инстанции не участвовал.
Исходя из доводов кассационной жалобы и представленных на нее возражений, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, и не нашел оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Как видно из материалов дела, Межрайонная инспекция МНС N 9 по Приморскому краю провела выездную налоговую проверку ООО "ГА" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2002 по 30.06.2003.
В ходе проверки было установлено, что в проверяемом периоде на основании лицензии ПК 0039582 от 15.05.2002 (регистрационный номер 2254) предприятие осуществляло деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений: букмекерской конторы и игровых автоматов. Из акта проверки следует, что в нарушение п. 1 ст. 230 НК РФ ООО "ГА", являясь налоговым агентом, при выплате сумм выигрышей не осуществляло учет доходов физических лиц по Форме N 1-НДФЛ, установленной Приказом МНС РФ N БГ-3-08/379 от 01.11.2000.
На основании решения N 16/134 от 12.08.2003 за грубое нарушение правил учета доходов, выплачиваемых физическим лицам в виде выигрышей, ООО "ГА" привлечено к ответственности по п. 1 ст. 120 НК РФ - штрафу в сумме 5000 руб.
Поскольку в срок, указанный в требовании N 128 от 12.08.2003, ООО "ГА" штраф не уплатило, налоговый орган обратился за его взысканием в арбитражный суд, который принял вышеуказанные судебные акты.
Согласно п. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению налогов, удержанию их у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд). При этом п. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ предусмотрено, что налоговые агенты обязаны вести учет выплаченных физическим лицам доходов, а также удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов.
Статьей 230 НК РФ на налоговых агентов возложена обязанность по ведению учета доходов физических лиц по форме, утвержденной МНС РФ.
В целях реализации положений главы 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса РФ Приказом МНС РФ от 01.11.2000 N БГ-3-08/379 утверждена Форма N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц". Данная карточка является документом налогового учета и отчетности, на основе которого налоговые агенты ведут учет выплатенных физическим лицам доходов, производят расчет налоговой базы, исчисляют налог на доходы и представляют в налоговые органы сведения о доходах физических лиц.
Вместе с тем пунктом 2 ст. 226 НК РФ предусмотрено, что исчисление и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст.ст. 214.1, 227 и 228 настоящего Кодекса.
Согласно статье 228 НК РФ физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других, основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов) самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, и представляют в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
С учетом вышеназванных норм суд обеих инстанций сделал правильный вывод о том, что обязанность по ведению учета выплаченных налогоплательщикам доходов появляется у налогового агента лишь при условии, что изначально в законодательном порядке на него была возложена обязанность по исчислению, удержанию налога и перечислению его в бюджет. Следовательно, организаторы тотализаторов и других, основанных на риске игр, не являются налоговыми агентами, и на них не может распространяться, установленная ст. 230 НК РФ обязанность по ведению учета выплаченных доходов и представлению налоговому органу сведений о данных доходах.
Таким образом, суд кассационной инстанции считает, что при рассмотрении спора суд первой и апелляционной инстанций применил нормы материального и процессуального права соответственно установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 08.12.2003 и постановление апелляционной инстанции от 12.02.2004 по делу N А51-14462/03/33-122 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно пункту 1 статьи 230 НК РФ налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена МНС РФ.
Общество, осуществляющее деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, привлечено к ответственности за грубое нарушение правил учета доходов по ст.120 НК РФ. Основанием для этого послужило то, что общество не вело учет доходов физических лиц при выплате им выигрышей.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления налоговой инспекции о взыскании штрафа.
Рассматривая настоящее дело в связи с кассационной жалобой налогового органа, федеральный арбитражный суд указал на то, что в соответствии с п.1 ст.24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов.
Между тем в силу подп.5 п.1 ст.228 НК РФ физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр, самостоятельно исчисляют и уплачивают налог.
Следовательно, организаторы основанных на риске игр не обязаны осуществлять учет доходов физических лиц при выплате выигрышей и не являются налоговыми агентами.
Таким образом, основания для привлечения общества к ответственности по ст.120 НК РФ отсутствовали.
Учитывая изложенное, федеральный арбитражный суд отклонил кассационную жалобу налоговой инспекции и оставил без изменения принятые по делу судебные акты (решение, постановление апелляционной инстанции).
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 мая 2004 г. N Ф03-А51/04-2/955
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании