Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 13 мая 2004 г. N Ф03-А51/04-2/821
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ОАО "А": Д.Г. Макеев, адвокат по доверенности б/н от 23.01.2004, от ИМНС РФ по городу Партизанску Приморского края: Н.В. Черепанова, главный госналогинспектор по доверенности N 01-14/5 от 05.01.2004, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "А" на решение от 10.11.2003, постановление от 29.01.2004 по делу N А51-5556/03 20-161 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению открытого акционерного общества "А" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Партизанску Приморского края о признании не подлежащим исполнению инкассового поручения N 533 от 16.04.2003.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось до 13.05.2004.
Открытое акционерное общество "А" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании не подлежащим исполнению инкассового поручения N 533 от 16.04.2003 о бесспорном списании денежных средств.
Уточнив заявленные требования в судебном заседании просило признать недействительным требование N 400 от 01.04.2003 и не подлежащим исполнению инкассовое поручение N 533 от 16.04.2003, выставленное на основании требования N 400 от 01.04.2003.
Решением суда от 10.11.2003 в заявленных требованиях отказано. Суд указал в своем решении, что пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога (статья 70 Налогового кодекса Российской Федерации) не влечет изменения порядка исчисления пресекательного срока на принудительное взыскание налога и пеней.
Решение о взыскании налога и пени за счет денежных средств налогоплательщика принято в пределах пресекательного срока, поэтому оснований для признания его недействительным нет.
Постановлением апелляционной инстанции от 29.01.2004 решение суда оставлено без изменения на том же основании.
Не согласившись с выводами суда ОАО "А" подало кассационную жалобу, в которой предлагает состоявшиеся судебные акты отменить как незаконные и удовлетворить заявленные требования.
Заявитель полагает, что требование N 400 принято с нарушением установленного законом порядка с пропуском предусмотренного для принятия такого документа процессуального срока, поэтому должно быть признано недействительным.
Возражая на доводы жалобы, Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Партизанску Приморского края и привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому краю представили отзывы на кассационную жалобу, в которых полагая состоявшиеся судебные акты законными и обоснованными, просят их оставить без изменения.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции установил.
Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому краю в порядке контроля за деятельностью Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Партизанску Приморского края была проведена повторная выездная налоговая проверка ОАО "А", в ходе которой установлены нарушения налогового законодательства, выразившиеся в неполной уплате налога на имущество за 1999 год и неправомерном отражении переоценки основных фондов в уточненных бухгалтерских балансах, повлекшее уменьшение налога на имущество за 2000 год, 2001 год и за первое полугодие 2002 года.
По результатам проверки принято решение от 12.02.2003 N 16/09 о привлечении ОАО "А" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому ОАО "А" предложено уплатить налог на имущество в сумме 120058 руб. и пени за несвоевременную уплату налога на имущество в сумме 153967 руб.
Требованием N 400, полученным ОАО "А" 04.01.2003, налогоплательщику предложено погасить недоимку и пени в срок до 11.04.2003, но в связи с тем, что указанная в требовании сумма уплачена не была, инспекция по налогам и сборам предъявила к счету инкассовое Поручение N 533 от 16.04.2003 на сумму 274025 руб. в соответствии с Решением N 3072 от 15.04.2003.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что инкассовое поручение N 533 от 16.04.2003, выставленное на основании требования N 400 от 01.04.2003, предъявлено налоговым органом банку правомерно, поскольку решение о взыскании налога и пеней за счет имущества налогоплательщика принято в сроки, установленные пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из акта проверки и решения налогового органа, налоговым органом установлена не полная уплата налога на имущество предприятий за 1999 год в сумме 120058 руб., в связи с чем начислены пени в сумме 153967 руб. Вместе с тем в силу правовых позиций статьи 87 Налогового кодекса Российской Федерации налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
Указанное правило распространяется также и на повторную выездную проверку вышестоящего налогового органа в порядке контроля за деятельностью налогового органа, что предусмотрено статьей 87 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая то, что решение налогового органа вынесено 12.02.2003, а в ходе проверки проверялась деятельность организации за 1999 год, принято решение о доначислении налога на имущество за 1999 год и пени не может быть признано законным, в связи с чем исковые требования ОАО "А" подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 10.11.2003, постановление апелляционной инстанции от 29.01.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-5556/03 20-161 отменить.
Требование Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Партизанску Приморского края N 400 от 01.04.2003 признать недействительным, инкассовое поручение N 533 от 16.04.2003 не подлежащим исполнению.
Вопрос о повороте исполнения судебных актов в части взыскания государственной пошлины разрешить Арбитражному суду Приморского края в соответствии с требованиями статей 325-326 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 мая 2004 г. N Ф03-А51/04-2/821
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании