Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 18 июля 2001 г. N Ф03-А49/01-2/1315
(извлечение)
Арбитражный суд, при участии от ответчика - КГП "Роспечать" - Скоробач С.Г., представитель по доверенности от 29.11.2000 N 5, рассмотрел кассационную жалобу Камчатского государственного предприятия "Роспечать" на решение, постановление от 02.03.2001, 07.05.2001 по делу N А49-1476/00 Арбитражного суда Камчатской области, по иску Камчатского территориального фонда обязательного медицинского страхования к Камчатскому государственному предприятию "Роспечать" о взыскании 1096072 рублей 20 копеек.
Камчатский территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Камчатский ТФОМС), обратился в Арбитражный суд Камчатской области с иском к Камчатскому государственному предприятию "Роспечать" (далее - КГП "Роспечать") о взыскании задолженности по уплате страховых взносов в сумме 149126 рублей 65 копеек, пени за просрочку их уплаты в сумме 946945 рублей 55 копеек, а всего 1096072 рублей 20 копеек с обращением взыскания на имущество ответчика.
Решением от 02.03.2001, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.05.2001, иск удовлетворен в полном объеме. Судебные акты мотивированы тем, что поскольку задолженность по уплате страховых взносов подтверждена материалами дела, то истец правомерно, руководствуясь законодательством, регулирующим вопросы уплаты страховых взносов в фонд обязательного медицинского страхования, начислил пени за период образовавшейся задолженности по уплате названных взносов. Возражения ответчика о применении норм Налогового кодекса Российской Федерации к рассматриваемым правоотношениям судебными инстанциями отклонены.
На данные судебные акты КГП "Роспечать" подана кассационная жалоба с просьбой об их изменении и уменьшении размера пени. Согласно расчету заявителя, со ссылкой на пункт 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом процентной ставки пеней в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, сумма пени ко взысканию должна составить 78880 рублей 56 копеек. Свои доводы в судебном заседании представитель ответчика поддержал.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил, Камчатский ТФОМС извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия при ее рассмотрении не принял.
Проверив законность обжалуемых решения и постановления, кассационная инстанция считает, что они подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение.
Материалами дела установлено, что на 1 апреля 2000 года задолженность по уплате страховых взносов перед Камчатским ТФОМС КГП "Роспечать" составила 141419 рублей 63 копейки и в Федеральньш фонд обязательного медицинского страхования - 7707 рублей 92 копейки, всего 149126 рублей 65 копеек. Поскольку инкассовые распоряжения, выставленные на списание в безакцептном порядке денежных средств с расчетного счета должника в течении 1997-2000 годов не исполнены ввиду отсутствия средств на счете КГП "Роспечать", Камчатский ТФОМС обратился в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности, пеней в сумме 1096072 рублей 20 копеек.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд установил правомерность требований истца, но судебными инстанциями не учтено следующее.
По своей правовой природе страховые взносы, подлежащие уплате во внебюджетные фонды, являются налогами. Это означает, что органы государственных внебюджетных фондов, в том числе фонд обязательного медицинского страхования обладает полномочиями в части контроля за уплатой страховых взносов, реализацию которых осуществляет в соответствии с требованиями, установленными Налоговым кодексом Российской Федерации, а согласно статье 34-1 этого Кодекса в случаях, когда законодательством о налогах и сборах на органы государственных внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю, эти органы пользуются правами, несут обязанности налоговых органов, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ). Не препятствует для распространения на государственные внебюджетные фонды действий НК РФ то обстоятельство, что Законом Российской Федерации от 09.07.1999 N 155-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" дополнена статья 9 пунктом 7 НК РФ об отнесении к участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, органов государственных внебюджетных фондов. Поэтому при рассмотрении спора о взыскании пеней подлежала применению налоговая норма пункта 4 статьи 75 НК РФ в период ее действия об ограничении размера пеней.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что инкассовые распоряжения выставлялись истцом к счету ответчика после введения с 1 января 1999 года части первой НК РФ.
Согласно статье 46 НК РФ установлен порядок обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах налогоплательщика. Пунктом 3 данной статьи предписано, что решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Сведения, содержащиеся в требовании об уплате налога, указаны в пункте 4 статьи 69 НК РФ. Указание в требовании срока его исполнения является обязательным, так как по истечении данного срока к налогоплательщику могут быть применены меры принудительного взыскания.
Соблюдение истцом вышеназванных правовых норм осталось не проверенным арбитражным судом.
Учитывая, что судебные акты приняты по неполно выясненным обстоятельствам дела, имеющим существенное значение для правильного рассмотрения спора, судебные акты подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду необходимо устранить отмеченные нарушения, проверить соблюдение истцом норм Налогового кодекса Российской Федерации при обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счете ответчика в банке.
При проверке срока давности взыскания в судебном порядке сумм задолженности по страховым взносам необходимо учесть разъяснения, данные пунктом 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Вопрос о распределении расходов по госпошлине за рассмотрение дела в кассационной инстанции решить при новом рассмотрении дела.
Руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 2 марта 2001, Постановление апелляционной инстанции от 07.05.2001 Арбитражного суда Камчатской области по делу N А49-1476/00 отменить, дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 июля 2001 г. N Ф03-А49/01-2/1315
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании