Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 3 февраля 2004 г. N Ф03-А51/03-1/3670
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Финансового управления Администрации г. Владивостока на решение от 06.08.2003, постановление от 14.10.2003 по делу N А51-5227/03 5-215 Арбитражного суда Приморского края, по иску общества с ограниченной ответственностью "Котельный комплекс Эгершельд" к Администрации г. Владивостока, Финансовому управлению Администрации г. Владивостока о взыскании 1598910 руб. 79 коп.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление мотивированного постановления кассационной инстанции откладывалось 03.02.2004.
Общество с ограниченной ответственностью "Котельный комплекс Эгершельд" обратилось с иском в арбитражный суд Приморского края к Администрации г. Владивостока, Финансовому управлению Администрации г. Владивостока о взыскании 1598910 руб. 79 коп., из которых 1234997 руб. 68 коп. - задолженность населения, проживающего в муниципальном жилом фонде, по оплате потребленной теплоэнергии и соответственно горячей воды, 258332 руб. 40 коп., 68124 руб. 52 коп., 37456 руб. 18 коп. - предоставленные льготы и субсидии по оплате потребленной теплоэнергии и горячей воды населением согласно Федеральных законов "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в РФ", "Об основах федеральной жилищной политики" невозмещенные из соответствующих уровней бюджетов.
Истец, до вынесения решения, в соответствии со ст. 49 АПК РФ, отказался от взыскания субсидий на сумму 37456 руб. 18 коп. в связи с произведенной ответчиком оплатой этого долга до предъявления иска.
Решением суда от 06.08.2003, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 14.10.2003, требования истца на сумму 1557362 руб. 79 коп. удовлетворены за счет казны г. Владивостока в лице его Администрации, в части взыскания задолженности по субсидиям в сумме 37456 руб. 18 коп. истцу отказано.
Взыскивая с ответчика задолженность населения, суд руководствовался ст. 210 ГК РФ и ст. 6 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", предусматривающих бремя содержания имущества собственником. При этом, суд установил, что Администрация г. Владивостока, как собственник муниципального жилья, в спорный период времени производила через созданную ею организацию МУ "Расчетно-кассовый центр" сбор денежных средств с населения за оказанные истцом услуги и перечисляла их поставщику услуг. При взыскании за счет муниципального бюджета задолженности по представленным льготам населению по оплате потребленной тепловой энергии и горячей воды, в соответствии с ФЗ "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в РФ", суд пришел к выводу о том, что ответчик не доказал невыделение ему из бюджета края целевых средств в виде субвенций на реализацию этих льгот.
Законность и обоснованность принятых по делу судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке ст. 273, 284 АПК РФ по жалобе Финансового управления Администрации г. Владивостока, полагающего их отменить, как необоснованные, вынесенные с нарушением ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в части взыскания задолженности по возмещению льгот по этому закону в сумме 258332 руб. 40 коп., истцу в иске к казне г. Владивостока в этой части отказать.
При этом, заявитель ссылается на неприменение судом ст. 38 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст. 4 Закона РФ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ", предусматривающих при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, каковыми являются реализация льгот, предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", одновременную передачу финансовых средств и ответственность за их исполнение в пределах переданных средств.
В 2002 году получено и израсходовано субсидий из федерального бюджета на реализацию жилищно-коммунальных льгот инвалидам 11358,5 тыс. руб., что составило 32,8% от документально подтвержденных расходов предприятий, оказывающих данные услуги, на сумму 34658,9 т. руб.
Задолженность перед истцом сложилась из-за непоступления средств из федерального бюджета, как источника финансирования данных льгот в силу ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", за что муниципальное образование ответственности не несет. Поэтому выводы суда о непредставлении доказательств использования полученных средств по назначению, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, находит жалобу подлежащей удовлетворению, принятые по делу судебные акты - отмене в части взыскания льгот по оплате потребленной энергии, на сумму 326456,92 руб. как необоснованные, принятые с нарушением норм материального права, с направлением дела в этой части на новое рассмотрение в суд первой инстанции, в остальной части судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как установлено из материалов дела, истцом, как энергоснабжающей организации, отпускалась тепловая энергия и горячая вода через присоединенную сеть ответчика в жилые дома 45-47 микрорайонов г. Владивостока для населения, проживающего в них, в период с 01.08.2002 по 31.12.2002, оплата за которую истцу ответчиком произведена через созданное МУ "Расчетно-кассовый центр" не в полном размере. Задолженность за потребленную населением тепловую энергию и горячую воду в этот период составила 1234997 руб., размер которой не оспорен ответчиком и которая правомерно, в соответствии со ст.ст 539, 544 ГК РФ, взыскана с него.
Взыскание за счет казны муниципального образования г. Владивостока убытков истца от недоплаты поставленной энергии на сумму предоставленных льгот по оплате по ФЗ "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в РФ", суд произвел в нарушение п. 2 ст. 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" без исследования и оценки достаточности выделенных ему средств из федерального бюджета и бюджета Приморского края на эти цели.
При этом, судом апелляционной инстанции, правомерно, в соответствии с ФЗ "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в РФ", ст.ст. 84, 130 БК РФ, сделан вывод об источнике финансирования указанных расходов - федеральном бюджете в виде субвенций в бюджет субъекта федерации для передачи последним в муниципальный бюджет.
Однако для оценки исполнения соответствующими органами государственной власти своих бюджетных обязательств, судом не привлечены в дело Российская Федерация в лице Министерства финансов, Администрация Приморского края в качестве соответчиков.
Вывод суда о том, что Администрация г. Владивостока не доказала, что утвержденные в бюджете края и перечисленные в бюджет города средства на эти цели израсходованы ею по назначению, недостаточно обоснован, поскольку сделан без исследования и оценки обстоятельств исполнения бюджета г. Владивостока, в том числе, утверждения отчета исполнение бюджета вышестоящим финансовым органом - Финансовым департаментом Администрации Приморского края.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 06.08.2003 и постановление от 14.10.2003 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-5227/03 5-215 отменить в части взыскания задолженности на сумму 326456,92 руб., дело в этой части направить новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В остальной части решение и постановление суда оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 февраля 2004 г. N Ф03-А51/03-1/3670
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании