Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 6 августа 2002 г. N Ф03-А73/02-1/1623
(извлечение)
Арбитражный суд, при участии от истца - Банниква Е.П., представитель по доверенности б/н от 02.07.2002, от ответчика - Шевченко Н.В., начальник отдела по доверенности N 1.33-5 от 04.01.2002, рассмотрел кассационную жалобу Администрации г. Хабаровска на решение от 04.03.2002, постановление от 28.06.2002 по делу N А73-9089/2001-24 (АИ-1/296) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску конкурсного управляющего открытого акционерного общества "Хабаровский мясокомбинат" к Администрации г. Хабаровска о понуждении к совершению действий, предусмотренных ст. 104 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве).
Конкурсный управляющий ОАО "Хабаровский мясокомбинат" на основании ст. 104 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" обратился в арбитражный суд с иском о понуждении Администрации г. Хабаровска принять канализационные сети жилых домов общей протяженностью 1514, 65 п/м, находящиеся на балансе должника, а также просил обязать Администрацию г. Хабаровска нести обязанность по содержанию и функционированию указанных канализационных сетей с 16.02.2001.
Решением от 04.03.2002 (с учетом дополнительного решения от 29.04.2002 в порядке ст. 138 АПК РФ) исковые требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 28.06.2002 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрации г. Хабаровска предлагается названные судебные акты отменить ввиду нарушения судом пунктов 1-3 ст. 104 Закона о банкротстве и недоказанности истцом факта принадлежности ему спорных канализационных сетей на праве собственности, и передать дело на новое рассмотрение.
В отзыве на кассационную жалобу конкурсный управляющий ОАО "Хабаровский мясокомбинат" указывает, что пункты 1-3 ст. 104 Закона о банкротстве регулируют порядок передачи имущества, изъятого из оборота, в то время как предметом данного спора являются канализационные сети жилых домов, не относящиеся к вышеуказанному имуществу, поэтому п.п. 1-3 ст. 104 Закона о банкротстве на него не распространяются и доводы заявителя в этой части необоснованны. Факт принадлежности канализационных сетей должнику подтверждается имеющимися в деле доказательствами, а доводы заявителя жалобы об обратном не соответствуют действительности. Исходя из этого конкурсный управляющий просит оставить судебные акты без изменения.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Администрации г. Хабаровска поддержал доводы, изложенные в жалобе, и дополнительно пояснил, что истцу было отказано в принятии канализационных сетей из-за их неудовлетворительного технического состояния, требующего ремонта, и отсутствия технической документации на сети.
Представитель конкурсного управляющего дал пояснения согласно тексту отзыва на жалобу и, возражая представителю Администрации г. Хабаровска, заявил, что вся техническая документация на спорные канализационные сети передана ответчику в 2000 году. Подтверждением этому является имеющееся в деле письмо конкурсного управляющего от 29.09.2000 N 166 с отметками о его принятии Администрацией г. Хабаровска и департаментом муниципальной собственности.
Изучив материалы дела, доводы заявителя жалобы, заслушав пояснения представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает необходимым судебные акты изменить по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Хабаровского края от 28.06.2000 ОАО "Хабаровский мясокомбинат" признано несостоятельным (банкротом).
В составе имущества должника находятся канализационные сети жилых домов по улице Мостовая (дома 1, 3, 4, 6, 8), ул. Трехгорная (дома 15, 39, 41, 43), ул. Речная, 15 в городе Хабаровске общей протяженностью 1514, 65 п/м.
В соответствии с п. 4 ст. 104 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" жилищный фонд социального использования, детские и дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона, подлежат передаче соответствующему муниципальному образованию в лице уполномоченных органов местного самоуправления, которые обязаны принять это имущество в месячный срок с момента получения уведомления от конкурсного управляющего.
Письмом от 20.07.2000 N 78 конкурсный управляющий ОАО "Хабаровский мясокомбинат" уведомил Администрацию г. Хабаровска о наличии в составе имущества должника объектов, перечисленных в п. 4 ст. 104 Закона о банкротстве, включая канализационные сети жилого поселка, а письмом от 29.09.2000 N 166 передал администрации техническую документацию на канализационные сети, в том числе справку о праве собственности, технический паспорт, техническую характеристику, акт проверки технического состояния от 26.04.2000, перечень оборудованных канализацией зданий, справку о границе раздела.
Спор возник в связи с отказом Администрации г. Хабаровска принять вышеуказанные сети канализации.
Обе инстанции арбитражного суда, исходя из требований ст. 104 Закона о банкротстве, правильно удовлетворили требования конкурсного управляющего и обязали Администрацию г. Хабаровска принять канализационные сети ОАО "Хабаровский мясокомбинат" согласно их перечню и технической характеристике, указанной в исковом заявлении.
Доводы Администрации г. Хабаровска о том, что сети не подлежат принятию из-за отсутствия технической документации и неудовлетворительного технического состояния, правильно отклонены арбитражным судом как не основанные на законе.
В соответствии с п. 5 ст. 104 Закона о банкротстве передача объектов, указанных в п. 4 этой же статьи, уполномоченным органам местного самоуправления осуществляется по фактическому состоянию без каких-либо дополнительных условий.
Нарушения либо неправильного применения пунктов 1-3 ст. 104 Закона о банкротстве, на что ссылается заявитель кассационной жалобы, судебными инстанциями не допущено.
Указанные пункты ст. 104 Закона о банкротстве применены арбитражным судом в той мере, как они регулируют порядок передачи конкурсным управляющим муниципальному образованию имущества, перечисленного в п. 4 этой же статьи.
Первая и апелляционная инстанции, установив соблюдение истцом установленного порядка передачи имущества, правильно применили п.п. 1-3 ст. 104 Закона о банкротстве.
Исследовав и дав оценку доказательствам, представленным истцом, суд апелляционной инстанции установил, что спорные канализационные сети являются собственностью должника, находятся на его балансе, поэтому правомерно отклонил за необоснованностью доводы Администрации о принадлежности сетей к государственной собственности.
В связи с этим ссылка Администрации г. Хабаровска в кассационной жалобе на то, что конкурсный управляющий не уведомил о спорных канализационных сетях собственника изъятого из оборота имущества, каковым является государство в лице Министерства имущественных отношений Хабаровского края, несостоятельна, поскольку спорные канализационные сети в силу закона не отнесены к имуществу, изъятому из оборота, и, как подтверждено доказательствами, являются собственностью должника, а не государства.
При изложенных обстоятельствах решение и постановление апелляционной инстанции в части понуждения Администрации г. Хабаровска принять от истца канализационные сети к жилым домам общей протяженностью 1514, 65 п/м соответствуют обстоятельствам дела и закону, поэтому отмене не подлежат.
Вместе с тем удовлетворение арбитражным судом второго требования истца - обязать ответчика нести обязанность по содержанию и функционированию канализационных сетей с 16.02.2001 является незаконным.
Обязанность по содержанию и обеспечению функционирования объектов коммунальной инфраструктуры предприятия-банкрота возлагается на уполномоченные органы местного самоуправления по истечении одного месяца с момента получения уведомления о таком имуществе от конкурсного управляющего, что предусмотрено п. 4 ст. 104 Закона о банкротстве.
То есть данная обязанность возникает у ответчика в силу закона, который не допускает спора об этом.
Спор, недопустимый с точки зрения закона, не подлежит рассмотрению в суде.
В случае неисполнения органами местного самоуправления обязанности, предусмотренной п. 4 ст. 104 Закона о банкротстве, конкурсный управляющий не лишен права на защиту интересов должника другими способами, предусмотренными законом, в том числе путем предъявления иска о возмещении должнику затрат на содержание соответствующих объектов, путем привлечения должностных лиц уполномоченных органов местного самоуправления к административной и иной ответственности согласно законодательству Российской Федерации (п. 6 ст. 104 Закона о банкротстве).
Исходя из этого арбитражному суду в соответствии с п. 1 ст. 85 АПК РФ следовало прекратить производство по делу по иску в части обязания ответчика нести обязанность по содержанию и обеспечению функционирования канализационных сетей с 16.02.2001.
Поскольку судебными инстанциями это не выполнено и указанное требование истца рассмотрено по существу, суд кассационной инстанции считает необходимым судебные акты в указанной части изменить.
Из резолютивной части решения (с учетом дополнительного решения в порядке ст. 138 АПК РФ) также следует исключить слова "с 16.02.2001 г.", как несоответствующие требованиям ст.ст. 131, 135 АПК РФ, которые не предусматривают возможности обязать ответчика совершить определенные действия до принятия судом решения и вступления его в законную силу.
Руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 04.03.2002, постановление от 28.06.2002 по делу N А73-9089/2001-24 (АИ-1/296) Арбитражного суда Хабаровского края изменить:
Исключить из резолютивной части решения слова "с 16.02.2001 г."
Производство по делу по иску в части обязания Администрации г. Хабаровска нести обязанность по содержанию и функционированию канализационных сетей с 16.02.2001 прекратить.
В остальном решение и постановление оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Первая и апелляционная инстанции, установив соблюдение истцом установленного порядка передачи имущества, правильно применили п.п. 1-3 ст. 104 Закона о банкротстве.
...
Обязанность по содержанию и обеспечению функционирования объектов коммунальной инфраструктуры предприятия-банкрота возлагается на уполномоченные органы местного самоуправления по истечении одного месяца с момента получения уведомления о таком имуществе от конкурсного управляющего, что предусмотрено п. 4 ст. 104 Закона о банкротстве.
...
В случае неисполнения органами местного самоуправления обязанности, предусмотренной п. 4 ст. 104 Закона о банкротстве, конкурсный управляющий не лишен права на защиту интересов должника другими способами, предусмотренными законом, в том числе путем предъявления иска о возмещении должнику затрат на содержание соответствующих объектов, путем привлечения должностных лиц уполномоченных органов местного самоуправления к административной и иной ответственности согласно законодательству Российской Федерации (п. 6 ст. 104 Закона о банкротстве)."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 августа 2002 г. N Ф03-А73/02-1/1623
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании