Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 23 июля 2004 г. N Ф03-А51/04-1/1929
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ на решение от 02.02.2004, постановление от 29.03.2004 по делу N А51-16511/03 22-502/10 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Дальэнерго" в лице Партизанского отделения "Дальэнергосбыт" к Министерству финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Приморскому краю, Администрации Приморского края, администрации муниципального образования г. Партизанска о взыскании 103851 рубля 29 копеек.
В соответствии со ст. 176 АПК РФ изготовление мотивированного постановления откладывалось до 23.07.2004.
Открытое акционерное общество "Дальэнерго" в лице Партизанского отделения "Дальэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском о взыскании с Министерства финансов РФ, Управления федерального казначейства по Приморскому краю, Администрации Приморского края, администрации муниципального образования г. Партизанска 103851 рубля 29 копеек, составляющих убытки, образовавшиеся в результате предоставления льгот по оплате электроэнергии отдельным категориям граждан (почетным донорам), имеющим на это право на основании ФЗ РФ N 5142-1 от 09.06.1993 "О донорстве крови и ее компонентов", за период с 01.03.2003 по 01.11.2003.
Решением суда от 02.02.2004 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на Определение Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 68-О. В иске к остальным ответчикам отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 29.03.2004 решение суда оставлено без изменения.
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе Министерства финансов РФ, в которой просит их отменить как принятые с нарушением норм материального права.
В обоснование своих требований заявитель приводит доводы о том, что ст. 72 Конституции РФ социальную защиту граждан, защиту прав граждан относит к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, также в силу ст. 4 ФЗ РФ "О донорстве крови и ее компонентов" финансирование расходов должно осуществляться на основе федеральных, республиканских и местных программ, поэтому возложение обязанности по возмещению этих расходов за счет федерального бюджета, по его мнению, неправомерно.
Кроме того, Министерство финансов РФ ссылается на ст. 9 ФЗ РФ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", в которой говорится о необходимости решения вопроса об обеспечении бюджета того или иного уровня финансовыми ресурсами, а не об обязательной передаче денежных средств из бюджета Российской Федерации бюджетам субъектов.
Представители сторон, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебном заседании не участвовали. Отзывы на жалобу не представили.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены судебных актов в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, ОАО "Дальэнерго" в лице Партизанского отделения "Дальэнергосбыт" за счет собственных средств в период с 01.03.2003 по 01.11.2003 предоставило льготы по оплате электроэнергии отдельным категориям граждан (почетным донорам) в соответствии с ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" с учетом льготной скидки в размере 50% на общую сумму 103851 рубль 29 копеек.
В связи с невозмещением ответчиками указанных расходов заявлены настоящие требования.
Согласно ст. 11 ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" граждане, награжденные знаком "Почетный донор России", имеют право на снижение до 50% размера оплаты коммунальных услуг. При этом ст. 4 названного Закона установлено, что финансирование мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов осуществляется на основе федеральных республиканских, территориальных и местных программ за счет средств соответствующих бюджетов.
Таким образом, нормами Закона не установлены ни конкретный размер льгот, ни порядок распределения бремени их финансирования между уровнями бюджетной системы по финансированию расходов, связанных с их предоставлением. Следовательно, Закон не позволяет сделать вывод о принятии обязательств по финансированию мероприятий, связанных с предоставлением льгот.
Как установлено судебными инстанциями, в бюджетах Администрации Приморского края и администрации МО г. Партизанска отсутствуют соответствующие статьи расходов на компенсацию предоставляемых льгот по оплате коммунальных услуг лицам, награжденным знаком "Почетный донор России", на федеральном уровне вопрос финансирования и распределения указанных расходов между соответствующими бюджетами не урегулирован.
В Определении Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 68-О указано на то обстоятельство, что федеральный законодатель, имея достаточно времени, не выполнил своих обязанностей по урегулированию данного вопроса, но непринятие законодателем нормативных актов по регулированию порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением лицам, награжденным знаком "Почетный донор России" льгот, гфедусмотренных Федеральным законом, не может служить основанием для отказа в предоставлении данным категориям граждан льгот по оплате за коммунальные услуги.
Предоставление льгот, предусмотренных ст. 11 ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов", впредь, до надлежащего урегулирования возникающих при этом правоотношений федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, должно производиться за счет средств федерального бюджета.
Указанная правовая позиция следует из положения Конституции РФ и обеспечивает реализацию прав и законных интересов граждан и организации.
Остальные доводы Министерства финансов РФ были предметом рассмотрения первой и апелляционной инстанций и получили правильную правовую оценку.
Таким образом, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 02.02.2004 и постановление от 29.03.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-16511/03 22-502/10 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 июля 2004 г. N Ф03-А51/04-1/1929
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании