Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 13 апреля 2004 г. N Ф03-А51/04-1/717
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: Департамент финансов Администрации Приморского края: Козлова О.А. - консультант по доверенности N 45/01-06 от 05.08.2002, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю на постановление от 16.12.2003 по делу N А51-5332/03 7-183 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Дальэнерго" в лице Артемовского отделения "Дальэнергосбыт" к Администрации г. Артема, Финансовому управлению Администрации г. Артема, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ о взыскании 810691 рубля 78 копеек.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось до 13.04.2004.
Открытое акционерное общество "Дальэнерго" в лице Артемовского отделения "Дальэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Министерству финансов РФ, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Финансовому управлению Администрации г. Артема, Администрации г. Артема о взыскании 810691 рубля 78 копеек, составляющих затраты, понесенные истцом в связи с предоставлением льготной скидки в размере 30% по оплате электроэнергии многодетным семьям, за период с 01.04.2001 по 01.08.2002, уменьшив размер иска до вынесения решения до 409273 рублей 73 копеек.
Решением суда от 01.08.2003 требования истца удовлетворены за счет казны Приморского края. Постановлением суда апелляционной инстанции от 16.12.2003 решение суда изменено по жалобе Департамента финансов Администрации Приморского края, исковые требования удовлетворены в сумме 409273 рублей 73 копеек за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ со ссылкой на ст. 84 БК РФ, согласно которой субъекту Федерации не были выделены из федерального бюджета целевые средства для компенсации льгот для малообеспеченных семей по оплате коммунальных услуг в соответствии с Указом Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
Правильность постановления суда проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по заявлению Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю, которое просит его отменить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции применил нормы права, которые не подлежали применению в рассматриваемом деле.
Считает, что при принятии постановления судом неверно истолкованы нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения, связанные с распределением обязанностей по финансированию мероприятий, направленных на предоставление льгот многодетным семьям.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыв на них, заслушав в заседании представителя Департамента финансов Администрации Приморского края, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта, находя его законным и обоснованным.
Как видно из материалов дела, истец в период с 01.04.2001 по 01.08.2002 при расчетах за электроэнергию предоставил многодетным семьям льготы в размере 30% скидки от стоимости услуг во исполнение Указа Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
Ввиду отказа в компенсации Администрацией г. Артема выпадающих доходов в размере предоставленных указанной категории граждан льгот, истец обратился с настоящим требованием.
Согласно Указу Президента РФ от 05.05.1992 N 431 предписывающего органам исполнительной власти краев, областей установить такую льготу в размере 30% от стоимости услуг, и изданного в его исполнение Постановления Минфина РФ и Минсоцзащиты РФ от 29 июня 1992 NN 51, 102359-18 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей", источником финансирования дополнительных затрат, возникающих при реализации указанной льготы - названы средства местных бюджетов.
Вместе с тем, в силу ст. 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", возникшее в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти, увеличение расходов местных бюджетов компенсируется органами, принявшими эти решения. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой они обеспечены финансовыми средствами.
Обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другой уровень власти, в том числе - на органы местного самоуправления и государственной власти субъекта федерации, в силу ст. 84 БК РФ, относятся к расходам, финансируемым исключительно из федерального бюджета.
Постановлениями Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999-2001 годах" и от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект РФ может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 130 БК РФ финансовые средства, необходимые для осуществления полномочий РФ, не относящихся к предмету ведения субъекта РФ, передаваемые из бюджета РФ предусматриваются в нем как отдельный вид расходов бюджета и учитываются отдельно по каждому виду расходов.
Исходя из указанных норм права, а также ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектами РФ" N 119-ФЗ средства на реализацию льгот, установленных федеральным законодательством, должны предусматриваться в федеральном бюджете для передачи нижестоящим бюджета.
Поскольку денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" в федеральном бюджете на спорный период не санкционировались в законе о федеральном бюджете на соответствующий год и по этой причине не предусмотрены в бюджетах Приморского края и г. Артема, ответственность за убытки, причиненные истцу неисполнением Указа Президента, правомерно, в соответствии со статьями 16, 1069 ГК РФ, судом апелляционной инстанции возложена на казну Российской Федерации в лице Минфина, а решение суда первой инстанции правомерно изменено.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление Арбитражного суда Приморского края от 16.12.2003 по делу N А51-5332/03 7-183 оставить без изменения, кассационную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 апреля 2004 г. N Ф03-А51/04-1/717
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании