Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 5 июля 2004 г. N Ф03-А73/04-1/1358
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Хан Г.М. - адвокат по доверенности N 1248 от 28.06.2004, от ответчика: администрации Верхнебуреинского района: Ермилов С.В. - начальник юридического отдела по доверенности N 1-17/05 от 05.01.2004, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Верхнебуреинекого района на решение от 13.02.2004 по делу N А73-2061/2003-40/38 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску муниципального учреждения здравоохранения "Районная больница п. Чегдомын" к Комитету по управлению имуществом администрации Верхнебуреинского района, отделу здравоохранения Администрации Верхнебуреинского района, Администрации Верхнебуреинского района, 3-е лицо: ИМНС РФ по Верхнебуреинскому району о признании устава МУЗ "Районная больница п. Чегдомын" в части недействительным.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме отложено с 29.06.2004 до 05.07.2004.
Муниципальное учреждение здравоохранения "Центральная районная больница п. Чегдомын" (далее - учреждение здравоохранения, учреждение) обратилось в арбитражный суд с иском к Комитету по управлению имуществом администрации Верхнебуреинского района, главе Верхнебуреинского района, отделу здравоохранения администрации Верхнебуреинского района о признании недействительными изменений в уставе МУЗ "Центральная районная больница п. Чегдомын", за исключением изменений в наименовании учреждения.
Иск обоснован тем, что изменения в уставе МУЗ "Центральная районная больница п. Чегдомын" являются недействительными, поскольку в нарушение п. 2 ст. 49 ГК РФ ограничивают правоспособность юридического лица и не соответствуют требованиям действующего законодательства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ИМНС РФ по Верхнебуреинскому району.
Решением от 29.05.2003 в удовлетворении исковых требований (с учетом их уточнения) отказано. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемый устав соответствует требованиям ст. 52 ГК РФ.
Постановлением арбитражного суда кассационной инстанции от 13.10.2003 решение от 29.05.2003 отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела до принятия судом решения истец в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил исковые требования и просил признать недействительными полностью пункты - 1.7, 3.8, 5.1, 5.3, 5.5, 5.6 и частично недействительными пункты - 1.5, 2.1, 3.5, 3.6, 4.3, 4.6 устава учреждения. В дальнейшем истец заявил отказ от иска, который принят судом, в части признания недействительными пунктов 1.7, 2.1, 3.6, 3.8, 4.6, абз. 12 п. 4.3 устава МУЗ "Центральная районная больница п. Чегдомын".
Определением от 10.12.2003 суд, с согласия истца, произвел замену ответчика - главы администрации Верхнебуреинского района администрацией данного района.
Решением от 13.02.2004 исковые требования удовлетворены частично. Пункты 5.1, 5.3, 5.5 устава учреждения здравоохранения признаны недействительными полностью. Пункт 1.5 в части указания в печати учреждения наименования отдела здравоохранения и администрации Верхнебуреинского района, а также абзацы 2 и 3 пункта 3.5, абзацы 1, 2, 11 пункта 4.3 и пункт 5.6 в части указания на подотчетность главного врача учреждения отделу здравоохранения администрации Верхнебуреинского района и комитету по управлению имуществом администрации Верхнебуреинского района признаны частично недействительными. В отношении пунктов 1.7, 2.1, 3.6, 3.8, 4.6 производство по делу прекращено. В части признания недействительными абз. 5 и 6 п. 4.3 в иске отказано.
В апелляционной инстанции законность решения не проверялась.
В кассационной жалобе администрации Верхнебуреинского района предлагается решение от 13.02.2004 отменить в части признания недействительным полностью п. 5.5, а также в части признания недействительными частично абз. 1, 2, 11 п. 4.3 и п. 5.6.
В обоснование жалобы заявитель привел доводы о том, что вышеуказанные пункты устава учреждения здравоохранения не противоречат действующему законодательству. Считает, что предоставление и отзыв из отпуска главного врача учреждения здравоохранения должны осуществляться на основании распоряжения главы Верхнебуреинского района по согласованию с начальником отдела здравоохранения, поскольку глава района является работодателем главного врача МУЗ "Районная больница п. Чегдомын" и наделен правом принимать локальные акты, касающиеся отпуска главного врача. Полагает, что п. 5.6 устава, регулирующий подотчетность главного врача отделу здравоохранения администрации Верхнебуреинского района, главе администрации района и комитету по управлению имуществом администрации Верхнебуреинского района соответствует законодательству и принят в пределах полномочий главы Верхнебуреинского района. Заявитель считает не противоречащими закону абз. 1, 2, 11 п. 4.3 поскольку они приняты в соответствии со ст. 13 Устава муниципального образования Верхнебуреинский район.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель администрации Верхнебуреинского района поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель МУЗ "Районная больница п. Чегдомын", не согласившись с доводами кассационной жалобы, просил в ее удовлетворении отказать. Полагает, что оспариваемые пункты устава учреждения здравоохранения приняты с нарушением действующего законодательства.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что решение от 13.02.2004 подлежит изменению в части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 28.12.2002 главой Верхнебуреинского района принято постановление N 770 о создании в структуре администрации Верхнебуреинского района отдела здравоохранения.
Пунктом 4 данного постановления определено, что председателю комитета по имуществу Администрации района и и.о. главного врача МУ ЦРБ необходимо осуществить действия по внесению изменений и дополнений в устав муниципального учреждения "Центральная районная больница п. Чегдомын", исключив функции управлением здравоохранения района, и переименовать муниципальное учреждение "Центральная районная больница п. Чегдомын" в муниципальное учреждение здравоохранения "Районная больница п. Чегдомын".
Постановлением и.о. главы Верхнебуреинского района от 10.02.2003 N 82 внесены изменения в пункт 4 Постановления от 28.12.2002 N 770, которым предписано указанным лицам осуществить все юридические действия по изменению учредительных документов муниципального учреждения "Центральная районная больница п. Чегдомын", исключив функции управления здравоохранения района, утвердить новую редакцию устава.
Новая редакция устава МУЗ "Районная больница п. Чегдомын" утверждена председателем комитета по управлению имуществом администрации Верхнебуреинского района 06.02.2003.
Истец, полагая, что новая редакция устава ограничивает его в правах, а также не соответствует требованиям закона, обратился с иском в арбитражный суд.
В соответствии со ст. 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
В силу ст. 52 ГК РФ юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора.
Федеральным законом "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7 установлено, что некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст. 9 данного Закона учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.
Принимая решение о признании недействительными абз. 1 и 2 п. 4.3 устава, суд исходил из того, что указанные положения устава, предусматривающие необходимость согласования заключенных истцом хозяйственных договоров с юридическими и физическими лицами с отделом здравоохранения администрации Верхнебуреинского района, а также получение согласия отдела здравоохранения на привлечение для осуществления своей деятельности других учреждений, организаций, предприятий и юридических лиц, лишают истца самостоятельности в ведении текущей хозяйственной деятельности. В связи с этим судом сделан правильный вывод о недопустимости ограничения прав юридического лица в силу ч. 2 ст. 49 Гражданского кодекса РФ.
Признавая недействительным абз. 11 п. 4.3 устава учреждения, устанавливающий ежеквартальное предоставление в централизованную бухгалтерию отдела здравоохранения администрации Верхнебуреинского района отчетов о расходовании денежных средств и о движении основных средств, суд сделал вывод о его противоречии ст. 6 ФЗ "О бухгалтерском учете". Между тем, согласно п.п. 1.5, 1.7 устава, учреждение здравоохранения является частью муниципальной системы здравоохранения, находится в ведении отдела здравоохранения администрации Верхнебреинского района и отвечает за результаты своей деятельности перед главой Верхнебуреинского района, отделом здравоохранения и комитетом по управлению имуществом Верхнебуреинского района. Кроме того, в силу ст.ст. 9, 32 ФЗ "О некоммерческих организациях" собственник учреждения, осуществляющий его финансирование полностью или частично имеет право контроля за его деятельностью, в том числе путем предоставления информации в порядке, предусмотренном учредительными документами.
В связи с этим, выводы суда о незаконности предоставления ежеквартальных отчетов о расходовании денежных средств и о движении основных средств в централизованную бухгалтерию отдела здравоохранения администрации Верхнебуреинского района и недействительности абз. 11 п. 4.3 устава учреждения, являются неверными. Следовательно, исковые требования истца в указанной части удовлетворению не подлежат.
Пунктом 5.5 устава установлено, что предоставление отпуска и отзыв из отпуска главного врача учреждения здравоохранения осуществляется на основании распоряжения главы Верхнебуреинского района по согласованию с начальником отдела здравоохранения Верхнебуреинского района. Признавая данный пункт устава недействительным, суд обоснованно указал на то, что такой порядок предоставления отпуска и отзыва из отпуска противоречит ст.ст. 123, 125 Трудового кодекса РФ. Кроме того, в соответствии со ст. 31 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п. 2 ст. 43 устава муниципального образования Верхнебуреинский район отношения между органами местного самоуправления и руководителями предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством.
В связи с этим доводы заявителя жалобы об отсутствии оснований для признания п. 5.5 устава недействительным, являются несостоятельными.
Делая вывод о признании п. 5.6 устава недействительным в части подотчетности главного врача учреждения здравоохранения отделу здравоохранения и комитету по управлению имуществом администрации Верхнебуреинского района суд исходил из того, что такое положение противоречит ст. 31 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", ст. 8 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, а также п. 43 устава муниципального образования Верхнебуреинский район Хабаровского края (далее - устав муниципального образования), так как вышеуказанные органы не являются органами местного самоуправления.
Между тем пунктом 1.7 устава учреждения, не оспоренного истцом, установлена ответственность учреждения за результаты своей деятельности перед отделом здравоохранения, комитетом по управлению имуществом. Указанные органы входят в структуру администрации Верхнебуреинского района - исполнительного органа местного самоуправления и учредителя истца и осуществляют контроль за деятельностью учреждений, предприятий, организаций, находящихся в муниципальной собственности в соответствии с их компетенцией, определенной органом местного самоуправлении, что не противоречит ст. 32 ФЗ "О некоммерческих организациях".
В связи с этим вывод суда о недействительности п. 5.6 устава о подотчетности главного врача учреждения здравоохранения отделу здравоохранения и комитету по управлению имуществом администрации Верхнебуреинского района, является неверным, поскольку вышеуказанные органы входят в структуру администрации Верхнебуреинского района, которая является учредителем МУЗ "Районная больница п. Чегдомын".
Иные вывод суда в части признания недействительными полностью п.п. 5.1, 5.3, 5.5, а также признания частично недействительными п.п. 1.5, абз. 2 и 3 п. 3.5, абз. 1 и 2 п. 4.3 соответствуют обстоятельствам дела, не противоречат закону и не оспариваются ответчиком.
С учетом изложенного решение от 13.02.2004 принятое с неправильным применением норм материального права подлежит изменению, а кассационная жалоба - удовлетворению в части. При этом в удовлетворении исковых требований учреждения здравоохранения в части признания недействительным абз. 11 п. 4.3, п. 5.6 устава учреждения, надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 13.02.2004 по делу N А73-2061/2003-40/38 Арбитражного суда Хабаровского края изменить.
В иске муниципальному учреждению здравоохранения "Районная больница п. Чегдомын" в части признания недействительными абзаца 11 пункта 4.3, пункта 5.6 устава муниципального учреждения здравоохранения "Районная больница п. Чегдомын" отказать.
В остальном решение оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 июля 2004 г. N Ф03-А73/04-1/1358
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании