Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 13 июля 2004 г. N Ф03-А73/04-1/1744
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: представители Солобнева О.В. (доверенность N 94 от 15.10.2003), Коломеец С.П. (доверенность N 2 от 16.01.2004), от ответчика: Министерства финансов РФ - заместитель начальника юридического отдела Федоров А.В. (доверенность N б/н от 16.01.2004), Министерства финансов по Хабаровскому краю - консультант Тимошенко (доверенность N 19-11/2168 от 15.12.2003), Финансового департамента Администрации г. Хабаровска - главный специалист Трунова Е.А. (доверенность N 04-02/2726 от 26.12.2003), от третьего лица: главный специалист Трунова Е.А. (доверенность N 04-02/2726 от 26.12.2003), рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ на решение от 02.02.2004, постановление от 31.03.2004 по делу N А73-8715/2003-27 (АИ-1/262) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску домоуправления N 3 Хабаровской КЭЧ к Министерству финансов РФ, Министерству финансов Хабаровского края, Правительству Хабаровского края, финансовому департаменту Администрации г. Хабаровска, третье лицо: Администрация г. Хабаровска о взыскании 113986 рублей.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме отложено до 13.07.2004.
Домоуправление N 3 Хабаровской КЭЧ обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов РФ, Министерству Хабаровского края, Правительству Хабаровского края, финансовому департаменту Администрации г. Хабаровска о взыскании 113986 рублей, составляющих убытки, понесенные истцом в связи с предоставлением инвалидам всех групп, проживающим в жилом фонде Министерства обороны Российской Федерации, находящемся в Центральном округе г. Хабаровска, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг за январь-декабрь 2002 года на основании ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
Определением от 10.11.2003 к участию в деле в качестве ответчика привлечен финансовый департамент Администрации г. Хабаровска, а также произведена замена Администрации Хабаровского края на Правительство Хабаровского края как ее правопреемника.
В порядке статьи 51 АПК РФ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Управление социальной защиты населения комитета по управлению Центральным округом г. Хабаровска.
В судебном заседании, состоявшемся 19.01.2004, произведена замена Управления социальной защиты комитета по управлению Центральным округом на Администрацию г. Хабаровска.
Решением от 19.01.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 31.03.2004, исковые требования домоуправления N 3 Хабаровской КЭЧ удовлетворены в заявленном объеме. С казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в пользу истца взысканы убытки в сумме 113986 руб. со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", выделялись не в полном объеме.
В иске к остальным ответчикам отказано.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, Министерство финансов РФ в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что все денежные средства, предусмотренные Хабаровскому краю в соответствии с ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", были зачислены на распорядительный счет Министерства финансов Хабаровского края и расходовались последним в соответствии с п. 16 Постановления Правительства РФ N 901 от 27.07.1996 на компенсацию по оплате жилья и коммунальных услуг по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности Хабаровского края, по муниципальному жилищному фонду, а также по общественному жилищному фонду - в порядке, установленном субъектом РФ и органом местного самоуправления.
Указывает на то, что поскольку собственником имущества, в том числе и денежных средств, домоуправления N 3 Хабаровской КЭЧ является Российская Федерация, а расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья, коммунальных услуг по государственному фонду, находящемуся в федеральной собственности, не предусматривались в составе субвенций на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", передаваемых субъектам РФ в соответствии с ФЗ "О федеральном бюджете на 2002", то суд неправомерно возложил обязанности по возмещению убытков в связи с предоставлением указанных льгот на Министерство финансов РФ.
Обращает внимание суда на то, что поскольку договор на отпуск тепловой энергии в горячей воде N 93080 от 01.01.2000 с ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" заключен Министерством обороны в лице начальника Хабаровской КЭЧ, действующего на основании доверенности от имени Министерства обороны РФ, то на основании данного договора именно последнее взяло на себя обязанность по оплате тепловой энергии (отопления и горячей воды).
Считает, что домоуправление N 3 Хабаровской КЭЧ, как самостоятельное юридическое лицо, не имеет правовых оснований требовать возмещения произведенных расходов, так как не является стороной по указанному договору.
В судебном заседании кассационной инстанции представители Министерства финансов РФ поддержали доводы жалобы в полном объеме.
Представители Министерства финансов Хабаровского края, Администрации г. Хабаровска, финансового департамента Администрации г. Хабаровска выразили согласие с принятыми по делу судебными актами, просили отставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Правительство Хабаровского края, извещенное надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направило.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы и выслушав представителей сторон, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены решения 02.02.2004 и постановления от 31.03.2004, исходя из нижеследующего.
Как установлено материалами дела, в период с 01.01.2002 по 31.12.2002 ДУ N 3 Хабаровской КЭЧ предоставляло льготы по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 50% инвалидам всех групп, проживающим в Центральном округе г. Хабаровска в жилом фонде Министерства обороны РФ.
Всего зз указанный период истец предоставил льгот на сумму 113986 рублей, что подтверждается имеющимися в деле документами и не оспаривается сторонами.
В связи с наличием невозмещенных расходов по предоставленным инвалидам льготам, ДУ N 3 Хабаровской КЭЧ обратилось с настоящим иском в суд.
Суд первой и апелляционной инстанции при рассмотрении спора надлежащим образом исследовал все представленные в материалы дела доказательства и правомерно возложил ответственность по возмещению истцу убытков с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации.
Согласно п. 103 инструкции по составлению хозяйственно-финансового плана управлений домами Министерства обороны, утвержденной Министерством обороны СССР от 11.12.1970 и действующей по настоящий момент, льготы по квартирной плате и коммунальным услугам отдельным категориям граждан предоставляются в порядке и в размерах, предусмотренных действующим законодательством.
Статья 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ предусматривает предоставление льгот по оплате коммунальных услуг соответствующей категории граждан в порядке, определенном Правительством РФ.
Согласно п. 16 Постановления Правительства РФ N 901 от 27.07.1996 льготы по оплате коммунальных услуг по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, возмещаются за счет средств федерального бюджета.
Исходя из ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.01.1999, финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
Пунктом 4 ст. 130, ст.ст. 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в п. 2 Постановления Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 установлено Министерство финансов РФ.
Как установлено судом на основе анализа Законов Хабаровского края "О краевом бюджете на 2002 год" от 30.12.2001 N 194-ФЗ, "Об исполнении краевого бюджета в 2002 году", а также приложений к ним, финансовые средства, поступившие субъекту из Фонда компенсаций федерального бюджета на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в размере 159905 млн. руб. направлены на исполнение названного закона в краевой бюджет и муниципальные бюджеты края.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что какие-либо денежные средства для реализации вышеуказанного закона направлялись домоуправлению N 3 Хабаровской КЭЧ или были включены в бюджет Министерства обороны РФ на 2002 год, поэтому суд правомерно удовлетворил требования истца.
Доводы заявителя жалобы о том, что истребуемая сумма не является убытками ДУ N 3 Хабаровской КЭЧ, не может быть принята во внимание, исходя из следующего.
В соответствии с Положением о домоуправлениях, общежитиях и гостиницах Министерства обороны (Приказ министра обороны СССР N 75 от 22.02.1977) хозяйственная и финансовая деятельность истца осуществляется за счет доходов, полученных от оплаты предоставляемых услуг жильцам домов, находящихся в ведении Министерства обороны РФ, а именно:
- квартирной платы, вносимой проживающими;
- арендной платы, получаемой за сдаваемые в аренду нежилые помещения;
- возмещения арендаторами нежилых помещений эксплуатационных расходов;
- поступлений от предприятий коммунального хозяйства, обслуживание внутридомовых водопроводных, канализационных, теплофикационных и электрических сетей и устройств.
Из пояснений истца, не опровергнутых ответчиками, следует, что дотаций на хозяйственную деятельность по содержанию жилого фонда домоуправлению N 3 Хабаровской КЭЧ не поступало.
Таким образом, предоставляя на основании обязательного к исполнению Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", льготы за счет собственных доходов, ДУ N 3 Хабаровской КЭЧ понесло убытки, подлежащие к возмещению по обязательствам Российской Федерации за счет казны РФ (ст.ст. 125, 214 ГК РФ).
Поскольку остальные доводы заявителя кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде обеих инстанций и им дана надлежащая правовая оценка, а новых доводов, имеющих существенное значение для данного спора, в жалобе не приводится, поэтому у суда кассационной инстанции не имеется оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 02.02.2004 и постановление апелляционной инстанции от 31.03.2004 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-8715/2003-27 (АИ-1/262) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 июля 2004 г. N Ф03-А73/04-1/1744
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об иформационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании