Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 17 марта 2004 г. N Ф03-А37/04-2/229
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 декабря 2004 г. N Ф03-А37/04-2/3395
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ООО "Стикс ЛТД": С.С.Синцова, юрисконсульт по доверенности N 1 от 11.02.2004, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стикс ЛТД" на решение от 20.10.2003, постановление от 28.11.2003 по делу N А37-2198/03-11 Арбитражного суда Магаданской области, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стикс ЛТД" к Охотской государственной морской инспекции Северо-Восточного регионального управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации об отмене постановления от 25.08.2003 N 82.
Изготовление постановления в полном объеме откладывалось на основании статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество с ограниченной ответственностью "Стикс ЛТД" (далее -ООО "Стикс ЛТД", общество) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением, с учетом его уточнения к Охотской государственной морской инспекции Северо-Восточного регионального управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее - моринспекция, административный орган) об отмене постановления N 82 от 25.08.2003 о назначении административного взыскания, прекращении производства по делу и обязании возвратить изъятую рыбопродукцию.
Решением суда от 20.10.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.11.2003, в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что оспариваемое постановление административного органа соответствует действующему законодательству, принято в пределах предоставленных полномочий и содержит доказательства обоснованности привлечения общества к административной ответственности за совершенное правонарушение.
Законность принятых судом решения и постановления проверяется по кассационной жалобе ООО "Стикс ЛТД", которое выражает несогласие с данными судебными актами, просит их отменить, а дело направить на новое рассмотрение. По мнению заявителя жалобы, судом при рассмотрении настоящего дела нарушены нормы материального и процессуального права. При этом общество считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам, которые не были исследованы судом в полном объеме и им не дана надлежащая оценка.
В судебном заседании представитель общества поддержала кассационную жалобу, и в пояснениях к ней указала на ряд обстоятельств, которые свидетельствуют о незаконности принятых судебных актов.
Моринспекция в отзыве на кассационную жалобу отклонила доводы ООО "Стикс ЛТД" и просила отказать в удовлетворении жалобы, полагая, что решение и постановление суда являются законными и обоснованными. В ходатайстве от 01.03.2004 N 21/1-420 административный орган просил рассмотреть жалобу без участия его представителей.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 10.03.2004.
Рассмотрев дело в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа установил следующее.
Как видно из материалов дела, постановлением N 82 от 25.08.2003 о назначении административного взыскания моринспекция привлекла общество к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа на сумму 53339,58 руб. Этим же постановлением моринспекция определила взыскать с общества ущерб, причиненный окружающей среде незаконным выловом биоресурсов в сумме 881250 руб., и признала изъятую рыбу в количестве 2963,31 кг., как незаконно добытый объект животного мира, подлежащий последующей реализации. Основанием для привлечения ООО "Стикс ЛТД" к административной ответственности послужило то обстоятельство, что общество осуществляло ведение рыбного промысла с нарушением правил добычи (промысла) водных биологических (живых) ресурсов и условий разрешения (лицензии) на промысел водных биологических (живых) ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации.
ООО "Стикс ЛТД", не согласившись с принятым постановлением моринспекции, оспорило его в судебном порядке.
Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований общества, исходил из того, что административным органом представлены достаточные доказательства, подтверждающие как сам факт вылова горбуши сверх установленного в разрешениях лимита, так и вину ООО "Стикс ЛТД" в совершенном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.17 КоАП РФ. Между тем с указанными выводами суда нельзя согласиться, поскольку сделаны они по неполно выясненным фактическим обстоятельствам спорного правоотношения, без надлежащей правовой оценки всех доказательств, представленных в материалах дела.
Вменяемое моринспекцией обществу правонарушение, которое предусмотрено статьей 8.17 КоАП РФ, относится к правонарушениям в области охраны окружающей природной среды и природопользования. В соответствии с частью 2 названной нормы Кодекса, ответственность наступает за нарушение правил добычи (промысла) водных биологических (живых) ресурсов и их охраны либо условий лицензии на водопользование, разрешения (лицензии) на промысел водных биологических (живых) ресурсов, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и (или) исключительной, экономической зоны Российской Федерации. Следовательно, данная правовая норма направлена прежде всего на охрану объектов животного мира, правовое регулирование которых осуществляется на основании Федерального закона - "О животном мире" от 24.04.1995 N 52-ФЗ и иных законодательно-нормативных актов в этой сфере отношений.
Согласно статье 33 Федерального закона "О животном мире", пользователь осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором с органом государственной власти, предоставляющим соответствующую территорию, акваторию для осуществления пользования животным миром. При этом пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных и территориальных стандартов, правил, лимитов и нормативов (статья 35), которые в обязательном порядке должны соблюдаться пользователями животным миром (статья 40).
Из протокола N 100/10 об административном правонарушении от 12.08.2003 следует, что ООО "Стикс ЛТД" в ходе осуществления промысла рыбы по рыболовным билетам N 90/2003-р и N 118-л произвело перелов горбуши на 26715 кг. (по р/б N 90/2003-р) и на 2163 экземпляра (по р/б N 118-л), сверх установленных в разрешительных документах лимитов, что послужило основанием для привлечения общества к административной ответственности.
Арбитражным судом в ходе рассмотрения дела установлено, что административное наказание наложено на общество за незаконный вылов горбуши по разрешительному билету N 118-л. При этом суд, соглашаясь с позицией моринспекции о доказанности факта перелова рыбы, сослался на материалы административного производства (постановление от 23.07.2003 N 64), возбужденного в отношении бригадира рыболовецкой бригады ООО "Усть-Ольский рыбзавод" Казимирского Л.А., из которого усматривается, что на момент проверки вылова рыбы по рыболовному билету N 90/2003-р на вылов мойвы было выловлено в виде прилова 76715 кг горбуши в счет лимита рыболовного билета N 118-л, что подтверждается накладными, данными судовых суточных донесений, записями в рыбопромысловом журнале и журнале учета выпуска готовой продукции и движения сырья за рейс судна СРТМ-К "Святой Михаил".
Вместе с тем, при разрешении спора судом не было учтено то обстоятельство, что между ООО "Стикс ЛТД" и ООО "Усть-Ольский рыбзавод" было заключено соглашение о совместной деятельности от 03.04.2003 в целях совместного вылова и первичной переработки лососевых и прочих видов рыб, а также участия в социальных проектах. В ходе совместной деятельности выловленная по разрешительным билетам рыбопродукция сдавалась на судно СРТМ-К "Святой Михаил" как в счет лимитов, выделенных ООО "Стикс-ЛТД", так и в счет лимитов, выделенных ООО "Усть-Ольский рыбзавод".
Суд, указывая в судебных актах на данное обстоятельство, остановился лишь на вопросе выяснения трудовых отношений бригадира Казимирского Л.А. с названными обществами, оставив при этом без внимания совместную деятельность по вылову рыбы, ее сдаче и переработке. В тоже время, установление этих обстоятельств имеет существенное значение для правильного разрешения спорных правоотношений, поскольку непосредственным образом влияет на правовую позицию относительного наличия факта перелова рыбы ООО "Стикс ЛТД" и следовательно, самого правонарушения.
Из материалов дела следует, что ООО "Усть-Ольский рыбзавод" имело квоту на вылов горбуши в 2003 году по рыболовному билету N 36-л - 80 тонн и по рыболовному билету N 170-90 тонн, всего в количестве 170 тонн. Выловленная горбуша в счет указанной квоты ООО "Усть-Ольский рыбзавод" через бригадиров Казимирского Л.А. и Поповиченко И.Д., также как и ООО "Стикс ЛТД" (через бригадира Казимирского Л.А.), сдавалась на рыболовные суда, в том числе на судно СРТМ-К "Святой Михаил" для последующей переработки.
Суд, считая доказанным факт совершения обществом правонарушения, сослался на промысловый журнал, журнал учета выхода готовой продукции судна СРТМ-К "Святой Михаил" и суточные судовые дополнения. Между тем, из названных документов, представленных в материалы дела, нельзя сделать однозначный вывод о том, что со стороны ООО "Стикс ЛТД" имел место перелов рыбы в количестве 26715 кг. При этом, делая ссылку в судебных актах на указанные документы, суд фактически их не исследовал и не дал надлежащей оценки сведениям, которые в них содержатся и которые бы свидетельствовали о виновности общества в совершенном правонарушении.
Кроме того суд, оценивая представленные по делу доказательства, не проверил в полном объеме доводы ООО "Стикс ЛТД" о том, что из 76715 кг. рыбопродукции, сданной на судно СРТМ-К "Святой Михаил", 26366 кг. были сданы ООО "Усть-Ольский рыбзавод" по рыболовному билету N 36-л, что, по мнению общества, указывает на отсутствие перелова горбуши по рыболовным билетам N 90/2003-р и N 118-л. При этом общество, в обоснование своей позиции, называло соответствующие накладные, по которым сдавалась рыбопродукция как со стороны ООО "Стикс ЛТД", так и со стороны ООО "Усть-Ольский рыбзавод". Поэтому вывод суда в той части, что перелов рыбы подтверждается накладными, также не может быть признан обоснованным.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду следовало проверить доводы общества, исследовать представленные им доказательства, и в совокупности с иными доказательствами по делу дать им надлежащую правовую оценку.
Таким образом, следует признать, что выводы суда обеих инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку эти обстоятельства неполностью установлены и оценены судом. Поэтому принятые по делу судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение, в ходе которого суду необходимо устранить отмеченные нарушения и разрешить спор по существу на основе полного исследования, оценки обстоятельств дела, представленных доказательств и правильного применения норм права, регулирующих спорные правоотношения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 20.10.2003, постановление апелляционной инстанции от 28.11.2003 по делу N А37-2198/03-11 Арбитражного суда Магаданской области отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 марта 2004 г. N Ф03-А37/04-2/229
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании