Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 24 марта 2004 г. N Ф03-А73/04-2/330
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: ООО "З" - Столбина В.М., юрисконсульт по доверенности от 28.05.2003 б/н от МИМНС РФ N 3 по Хабаровскому краю - Остапчук Б.В., специалист 1 категории по доверенности от 06.02.2004 N 03-2718 от третьего лица: Правительства Хабаровского края - Ганченкова И.В., главный специалист по доверенности от 08.07.2003 N 4,428-5724, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Хабаровскому краю на постановление от 18.12.2003 по делу N А73-3573/2003-11 (АИ-1/1133) Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению ООО "З" к МИМНС РФ N 3 по Хабаровскому краю о признании недействительным решения от 28.03.2003 N 12-15/52, третьи лица: Департамент госконтроля и перспективного развития в сфере природопользования и охраны окружающей среды по Дальневосточному федеральному округу, Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Хабаровскому краю, Правительство Хабаровского края встречное заявление: МИМНС РФ N 3 по Хабаровскому краю к ООО "З" о взыскании 83242 руб. 84 коп.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось до 24.03.2004.
Общество с ограниченной ответственностью "З" (далее - Артель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Хабаровскому краю N 12-15/52 от 28.03.2003.
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены: Департамент госконтроля и перспективного развития в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды по Дальневосточному федеральному округу, Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Хабаровскому краю, Министерство природных ресурсов Хабаровского края, Правительство Хабаровского края.
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Хабаровскому краю обратилась к Артели со встречным иском о взыскании налоговых санкций в размере 83242 руб. 84 коп.
Решением суда от 25.08.2003 в удовлетворении заявления отказано.
В удовлетворении встречного заявления о взыскании 83242 руб. 84 коп. отказано также.
Суд установил факт совершения ООО "З" правонарушения - неуплаты (неполной уплаты) отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы за 2001 год, признал обоснованным доначисление штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 83242 руб. 84 коп., поскольку ООО "З" не был соблюден порядок предоставления освобождения от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Однако учитывая пропуск шестимесячного срока на обращение в суд за взысканием налоговых санкций в удовлетворении как основного так и встречного заявления отказал.
Постановлением апелляционной инстанции от 18.12.2003 решение суда в части отказа в удовлетворении заявления ООО "З" отменено, решение Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Хабаровскому краю N 12-15/52 от 28.03.2003 признано недействительным.
Апелляционная инстанция, оценив в совокупности установленные при рассмотрении дела обстоятельства, пришла к выводу о том, что оснований для привлечения ООО "З" у налогового органа не имелось.
Не согласившись с выводами суда апелляционной инстанции, инспекция по налогам и сборам подала кассационную жалобу, в которой предлагает постановление апелляционной инстанции - отменить как незаконное, а решение суда оставить в силе, полагая, что ООО "З" является плательщиком отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы по золоту, добытому в 2001 году на участке "Кайчаган".
В отзыве на кассационную жалобу ООО "З", Правительство Хабаровского края с доводами кассационной жалобы не соглашаются, считая выводы суда апелляционной инстанции законными и обоснованными.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзывах на нее, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены постановления апелляционной инстанции не установил.
Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Хабаровскому краю проведена выездная налоговая проверка ООО "З" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления и уплаты налога за пользование водными объектами за период с 01.01.1999 по 31.12.2000 и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы за период с 01.01.1999 по 31.12.2001.
По результатам проверки составлен акт N 33 ДСП от 25.07.2002, на основании которого вынесено решение N 12-15/52 от 28.03.2003 о привлечении ООО "З" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 83242 руб. 84 коп. Этим же решением налогоплательщику предложено уплатить налоговые санкции, недоимку по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы в сумме 416214 руб. 22 коп., пени за несвоевременную уплату отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в сумме 86950 руб. 34 коп.
Основанием для начисления отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы явилось отсутствие освобождения от уплаты отчислений по объекту "Кайчаган".
В соответствии со статьей 44 Закона РФ "О недрах" N 2395-1 от 21.02.1992 пользователи недр, осуществляющие добычу всех видов полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств до 01.01.2002 производили уплату отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Пользователи недр, осуществившие за счет собственных средств поиски и разведку разрабатываемых ими месторождений: или полностью возместившие все расходы государства на поиски и разведку соответствующего количества запасов полезных ископаемых, освобождаются от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Во исполнение этого, Правительством РФ 17.05.1996 Постановлением N 597 утвержден Порядок использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений.
Согласно пунктам 16, 17 Порядка пользователи недр, осуществившие за счет собственных средств поиски и разведку разрабатываемых месторождений или полностью возместившие все расходы государства на поиски и разведку соответствующего количества запасов полезных ископаемых, освобождаются от отчислений на ВМСБ при разработке этих месторождений, для чего должны представить по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти в Комитет РФ по геологии и использованию недр (МПР РФ) или его территориальные органы управления государственным фондом недр документы, подтверждающие постановку на баланс запасов данного месторождения, в том числе оперативно учтенных запасов, и данные об источниках финансирования, за счет которых были выплачены геологоразведочные работы.
Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 19 Порядка и на основании представленных ООО "З" документов Администрацией Хабаровского края и Департаментом природных ресурсов по Дальневосточному региону было принято решение о подтверждении освобождения в 2001 году организации от отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Как установлено судом апелляционной инстанции, налоговым органом не оспаривается факт осуществления ООО "З" поиска и разведки месторождения "Кайчаган" за счет средств общества. Основанием для доначисления отчислений явилось отсутствие освобождения от уплаты отчислений.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав действующий в 2000 и 2001 годах порядок принятия решения об освобождении от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, пришел к обоснованному выводу о том, что такое освобождение получено налогоплательщиком в соответствии с действующим порядком, в связи с чем оснований для привлечения ООО "З" к ответственности, доначислению отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы у налогового органа не имелось.
Все доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, им дана правильная правовая оценка.
Оснований, опровергающих такой вывод суда, инспекцией по налогам и сборам не представлено.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 18.12.2003 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-3573/2003-11 (АИ1/1133) оставить без изменения, кассационную жалобу без - удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 марта 2004 г. N Ф03-А73/04-2/330
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании