Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 25 мая 2004 г. N Ф03-А51/04-1/1157
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: Администрации г. Владивостока Приморского края: Пьянкова В.Н. по доверенности N 11-25/4261 от 16.09.2003, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ на решение от 19.12.2003, постановление от 18.02.2004 по делу N А51-10187/03 27-378 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Дальэнерго" в лице Хасанского отделения "Дальэнергосбыт" к муниципальному образованию г. Владивосток, Министерству финансов РФ, 3-и лица: финансовое управление г. Владивостока, Администрация Приморского края о взыскании 11509,83 рублей.
В соответствии со статьей 176 АПК РФ изготовление мотивированного постановления кассационной инстанции откладывалось до 25.05.2004.
Открытое акционерное общество "Дальэнерго" в лице Хасанского отделения "Дальэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Приморского края к муниципальному образованию г. Владивосток о взыскании 11509,83 рублей, составляющих убытки от предоставления льгот гражданам по оплате электрической энергии в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в РФ", "О донорской крови и ее компонентах", Указа Президента "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
По ходатайству истца судом определениями от 05.11.2002, 30.09.2003 к участию в деле в качестве 3-их лиц привлечены финансовое управление Администрации г. Владивостока и Администрация Приморского края. Определением от 18.07.2003 в качестве ответчика привлечено Министерство финансов РФ.
До принятия решения истец в результате неоднократных изменений и уточнений на основании ст. 49 АПК РФ исковых требований просил взыскать 6716,62 руб., составляющие убытки, связанные с предоставлением льгот на основании ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов".
Решением суда от 19.12.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.02.2004, требования истца в размере 6716,62 руб. удовлетворены, в части взыскания 1126 руб. производство по делу прекращено в связи с отказом истца от данных требований.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Министерства финансов РФ, которое просит их отменить, как необоснованные, принятые в нарушение норм материального права.
В обоснование жалобы Минфин РФ приводит доводы о неправильном применении судом Постановления Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах" и Постановления Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 "О представлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг", согласно п. 16 которого обязанность по возмещению затрат на предоставление рассматриваемых льгот по жилищному фонду, находящемуся в собственности субъекта, и по муниципальному жилищному фонду возложена на субъект РФ.
Также, заявитель жалобы указывает на недоказанность истцом наличия условий, при которых согласно ст. 1069 ГК РФ могут быть удовлетворены требования о возмещении убытков.
Кроме того, заявитель приводит доводы о неправомерном включении истцом в сумму убытков налога на добавленную стоимость.
Администрация Приморского края в отзыве на кассационную жалобу доводы, изложенные в ней, отклонила.
Администрация г. Владивостока через своего представителя в судебном заседании просила решение и постановление суда оставить без изменения.
Представители других участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец в период с марта по декабрь 2001 года и с января по декабрь 2002 года в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 N 181-ФЗ, и во исполнение заключенного с Администрацией города Владивостока договора от 21.11.2002 N 065-1108/02, а также на основании Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов" предоставил гражданам, имеющим право на 50% скидку, льготы по оплате за электрическую энергию.
Невозмещенные муниципальными и государственными органами власти расходы истца составили 6716,62 рублей, о взыскании которых заявлены настоящие требования.
В соответствии со статьей 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ инвалиды всех категорий и семьи, имеющие детей-инвалидов, имеют право на получение скидки не ниже 50% с квартирной платы и оплаты коммунальных услуг.
Источник финансирования названных льгот не указан.
Исходя из положений ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 N 119-ФЗ (действующим до 07.07.2003) финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот, установленных федеральным законом, должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
В соответствии с пунктом 4 статьи 130, статей 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны передаваться в бюджет субъекта федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах", а также Постановлению Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года", ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, может быть возложена только в пределах переданной из федерального бюджета компенсации таких расходов.
Как установлено судом на основе анализа Законов Приморского края "О краевом бюджете на 2001 год" N 153-КЗ и "О краевом бюджете на 2002 год" N 174-КЗ и об исполнении краевых бюджетов 2001 и 2002 годов, финансовые средства, поступившие субъекту во исполнение ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" и ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" из Фонда компенсаций федерального бюджета на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в размере 151931 тыс. руб. и 160752 тыс. руб. соответственно, направлены на исполнение названного закона.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду Закон Приморского края "О краевом бюджете на 2001 год" N 135-КЗ
Доказательств нецелевого использования субъектом РФ указанных средств Министерство финансов РФ не представило.
Поскольку органами государственной власти не обеспечено финансовыми средствами в полном объеме исполнение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", судом правомерно возмещены истцу убытки за счет казны Российской Федерации.
Доводы заявителя жалобы, сделанные со ссылкой на п. 16 Постановления Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг", о том, что за счет целевых федеральных средств (субвенций) должны финансироваться только жилищно-коммунальные льготы, предоставленные инвалидам, проживающим в федеральном жилищном фонде, а расходы, связанные с предоставлением льгот инвалидам, проживающим в ином жилищном фонде (в том числе муниципальном), должны возмещаться за счет собственных доходных источников, являются несостоятельными, как противоречащие перечисленному выше законодательству. Кроме того, в указанном постановлении не говорится об источнике финансирования рассматриваемых льгот, а предусмотрена обязанность субъекта федерации установить порядок возмещения расходов, связанных с их предоставлением.
В соответствии со статьей 11 Закона РФ от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" граждане, награжденные знаком "Почетный донор России", имеют право на снижение до 50 процентов размера оплаты коммунальных услуг. При этом статьей 4 названного Закона установлено, что финансирование мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов осуществляется на основе федеральных, республиканских, территориальных и местных программ за счет средств соответствующих бюджетов.
Как установлено судами обеих инстанций, на федеральном, краевом и муниципальном уровнях такие программы не принимались. В бюджете Приморского края отсутствуют соответствующие статьи расходов на компенсацию предоставляемых льгот по оплате коммунальных услуг лицам, награжденным знаком "Почетный донор России".
Арбитражный суд Приморского края, удовлетворяя исковые требования ОАО ЭиЭ "Дальэнерго", правомерно сослался на Определение Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 68-О, которым предусмотрено, что впредь до урегулирования возникших правоотношений федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, предоставление льгот почетным донорам должно производиться за счет средств федерального бюджета.
Данная правовая позиция следует из положений Конституции Российской Федерации и обеспечивает реализацию прав и законных интересов граждан и организаций.
Взыскание расходов истца за счет средств федерального бюджета соответствует также Постановлению Правительства РФ N 862 от 30.07.1998 "О Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах", Постановлению Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года.
При таких обстоятельствах требования истца обоснованно удовлетворены за счет средств бюджета РФ.
Судом также правомерно отклонены доводы Минфина РФ о неосновательном включении истцом в сумму убытков НДС, поскольку материалами дела не подтверждено, что истцом предъявлены к оплате за электроэнергию суммы с учетом, этого налога.
Поскольку судебные акты приняты судом первой и апелляционной инстанций в соответствии с нормами процессуального и материального права, всем обстоятельствам по делу дана надлежащая оценка, оснований для их отмены либо изменения и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 19.12.2003, постановление от 18.02.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-10187/03 27-387 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 мая 2004 г. N Ф03-А51/04-1/1157
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании