Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 13 июля 2004 г. N Ф03-А73/04-1/1743
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: юрисконсульт Рухлядьева А.Н. (доверенность N 7123 от 15.01.2004), от ответчика: Министерства финансов Хабаровского края - главный специалист Колотыгина З.А. (доверенность N 19-12/1314 от 05.09.2002), Министерства финансов РФ в лице УФК по Хабаровскому краю - заместитель начальника юридического отдела Федорова А.В. (доверенность N б/н от 16.01.2004), рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Хабаровскому краю на решение от 22.12.2003, постановление от 03.03.2004 по делу N А73-102/2003-26 (АИ-1/160) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" к Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов РФ в лице УФК по Хабаровскому краю, третьи лица: Финансовый отдел Администрации г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района, Комитет социальной защиты Администрации г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района о взыскании 376376,89 рублей.
В соответствии со ст. 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление мотивированного постановления откладывалось до 13.07.2004.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Хабаровского края о взыскании 376376,89 рублей, составляющих затраты, понесенные истцом в связи с предоставлением отдельным категориям граждан г. Николаевска-на-Амуре и Николаевкого района льгот по оплате электроэнергии, потребленной с февраля по октябрь 2002 года, в соответствии с Законами РФ "О социальной защите инвалидов в РФ", "О ветеранах".
В порядке статьи 51 АПК РФ в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, к участию в деле привлечены Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю, Финансовый отдел Администрации г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района, Комитет социальной защиты Администрации г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района.
Определением от 30.07.2003 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Министерство финансов РФ.
Определением от 04.12.2003 утверждено мировое соглашение, заключенное между ОАО Э и Э "Хабаровскэнерго" и Министерством финансов Хабаровского края, на сумму 23801,93 руб. в связи с признанием ее последним.
До принятия судом решения истец в порядке ст. 49 АПК РФ уменьшил исковые требования до 339446,55 руб., исключив из расчета размера долга сумму 13128,41, включенную за январь 2002 года.
Решением от 22.12.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.03.2004, исковые требования удовлетворены в уточненном объеме, Министерство финансов Хабаровского края от ответственности освобождено. С казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в пользу ОАО Э и Э "Хабаровскэнерго" взысканы убытки в размере 339446,55 руб. со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан (ветераны, инвалиды), предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов" от 24.11.1995 N 181, ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 N 35, выделялись не в полном объеме.
Отказ в иске к Министерству финансов Хабаровского края суд мотивировал тем, что свои обязательства по возмещению расходов истца в спорный период последний исполнил надлежащим образом.
Не согласившись с принятыми по делу решением от 22.12.2003 и постановлением от 03.03.2004, Министерство финансов РФ в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что суд неправильно подошел к оценке нормативных актов, регулирующих отношения по компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных расходов инвалидам.
Считает, что Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год" денежные средства на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" заложены в необходимом объеме. Запланированная для субъекта РФ - Хабаровский сумма 159905000 рублей перечислена данному субъекту и распределена Хабаровским краем самостоятельно между муниципальными образованиями в соответствии с Законом Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края на 2002 год".
Считает, что Министерство финансов РФ действовало строго в рамках, определенных ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", поэтому возложение судом ответственности на него является неправомерным.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Министерства финансов РФ поддержала доводы жалобы в полном объеме.
Представитель открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" выразила согласие с принятыми по делу судебными актами и просила оставить их без изменения.
В судебном заседании, а также в отзыве на кассационную жалобу представитель Министерства финансов Хабаровского края просила оставить решение от 22.12.2003 и постановление от 03.03.2004 в силе, поскольку считает их законными и обоснованными.
Финансовый отдел Администрации г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района, Комитет социальной защиты Администрации г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив законность, принятых по делу решения и постановления, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для их отмены, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, в феврале-октябре 2002 года ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" предоставляло льготы по оплате электрической энергии ветеранам и инвалидам, проживающим на территории муниципального образования г. Николаевск-на-Амуре и Николаевский район, на сумму 376376,89 рублей.
В связи с наличием невозмещенных расходов по предоставленным льготам за указанный период, ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" обратилось с настоящим иском в суд.
В процессе рассмотрения спора истец заключил мировое соглашение с Министерством финансов Хабаровского края на сумму 23801,93 рублей, а также уточнил размер иска и просил взыскать с Министерства финансов РФ 339446,55 руб., пояснив при этом, что ошибочно включил в образовавшийся долг за февраль-октябрь 2002 года январскую сумму (13128,41 руб.).
При рассмотрении спора суд первой и апелляционной инстанций дали надлежащую оценку предоставленным документам и установили факт недостаточности финансирования денежных средств на реализацию федерального закона в 2002 году из бюджетных средств и правомерно возложили ответственность по возмещению истцу убытков из казны Российской Федерации.
Статья 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" предусматривает предоставление льгот по оплате коммунальных услуг соответствующей категории граждан в порядке, определенном Правительством РФ.
Согласно п. 16 Постановления Правительства РФ N 401 от 27.07.1996 льготы по оплате коммунальных услуг возмещаются по муниципальному жилищному фонду и находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации в порядке, установленном субъектами и органами местного самоуправления.
В соответствии с ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.01.1999 обязательства по социальной защите населения, установленные Федеральными законами, есть реализация полномочий РФ в области социальной защиты, и финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
Эти средства в соответствии со ст.ст. 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ должны передаваться в бюджет субъекта федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий целевым назначением.
Министерство финансов РФ в кассационной жалобе указывает на то, что в соответствии со ст.ст. 54, 55 ФЗ РФ "О федеральном бюджете на 2002 год" в составе федерального бюджета создан фонд компенсаций с Приложением N 13 к данному закону (распределение средств фонда компенсаций на 2002 год). Хабаровскому краю в фонде компенсаций запланировано на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" 149855000 рублей.
Однако, как свидетельствуют материалы дела для исполнения ФЗ "О социальной защите инвалидов" на реализацию жилищно-коммунальных льгот инвалидам Хабаровского края в 2002 году Министерством финансов РФ согласована сумма 286927000 рублей из расчета 73798 человек при федеральных стандартах стоимости жилищно-коммунальных услуг 36 руб./кв.м (против установленного Правительством РФ N 804 от 19.11.2001 федерального стандарта 43,2 руб./кв.м), социальной площади жилья 18 кв.м.
Согласно сводному отчету Государственного Комитета статистики по Хабаровскому краю (форма 26-ЖКХ) в 2002 году фактически на территории края предприятиями жилищно-коммунальных служб предоставлено льгот по оплате жилья и коммунальных услуг инвалидам на сумму 134 млн. руб.
Сумма 159 млн. руб. была выделена из федерального бюджета Хабаровскому краю для исполнения всего пакета льгот, предоставляемых по ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" за счет средств фонда компенсаций: на льготное приобретение медикаментов, бесплатное лечение, санаторно-курортное лечение, транспортное обслуживание, оплату коммунальных услуг и др.
Таким образом, сумма льгот по оплате жилья и коммунальных услуг практически сопоставима с объемом фактически выделенных средств в 2002 году из федерального бюджета на реализацию всего пакета льгот, предоставляемого по закону о социальной защите инвалидов за счет средств фонда компенсаций.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект финансовыми средствами в полном объеме для реализации ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ФЗ "О ветеранах", а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет г. Николаевска-на-Амуре и Николаевкий район, арбитражный суд правомерно возложил ответственность за причиненные истцу убытки на Министерство финансов РФ и удовлетворил иск за счет казны РФ согласно статьям 16, 1069 ГК РФ.
С учетом изложенного оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 22.12.2003 и постановление апелляционной инстанции от 03.03.2004 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-102/2003-26 (АИ-1/160) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 июля 2004 г. N Ф03-А73/04-1/1743
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании