Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 20 июля 2004 г. N Ф03-А51/04-1/1782
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю на решение от 17.02.2004, постановление от 08.04.2004 по делу N А51-10483/2002 5-438/18 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Дальэнерго" в лице Партизанского отделения Теплосбыт филиала "Дальэнерго" к администрации МО г. Партизанска, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю о взыскании 94444 рублей 24 копеек.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального Российской Федерации изготовление постановления в полном откладывалось до 20.07.2004.
Открытое акционерное общество "Дальэнерго" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к администрации муниципального образования г. Партизанска, департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю о взыскании 94444 рублей 24 копеек, составляющих затраты, понесенные истцом в связи с предоставлением инвалидам льгот по оплате тепловой энергии, за период с апреля по 01.06.2002 года (с учетом уточненных требований).
До принятия решения суд привлек по ходатайству истца в качестве ответчиков Минфин РФ и департамент финансов Администрации Приморского края.
Решением суда от 17.02.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.04.2004, исковые требования истца удовлетворены в сумме 94444 руб. 24 коп. С казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в пользу ОАО "Дальэнерго" взысканы убытки со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", выделялись не в полном объеме.
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 утвержден Порядок предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", который устанавливает, что расходование предоставленных субсидий осуществляется органами соцзащиты населения субъектов РФ, муниципальных образований, и другими получателями бюджетных средств на выплату денежных компенсаций инвалидам. Действие указанного Порядка продлено на 2003 год Постановлением Правительства РФ от 10.02.2003 N 85.
Кроме того, заявитель ссылается на необоснованное включение в стоимость услуг, предъявленных к возмещению, налога на добавленную стоимость, и на другие основания для признания судебных актов незаконными.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не приняли.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Между ОАО "Дальэнерго" и администрацией МО г. Партизанска 29.03.2002 заключен договор, в соответствии которым Администрация приняла на себя обязательство по возмещению расходов, связанных с предоставлением инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, льгот в пределах средств, переданных из краевого бюджета на данные цели.
С 01.04.2002 по 01.06.2002 года Партизанское отделение "Теплосбыт" в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" предоставляло гражданам, проживающим в муниципальном образовании г. Партизанска, льготы по оплате услуг тепловой энергии, что подтверждается имеющимися в деле документами и не оспаривается сторонами.
Ввиду невозмещения данных расходов на общую сумму 94444 рублей 24 копеек, истцом предъявлен настоящий иск.
Статья 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" предусматривает предоставление льгот по оплате коммунальных услуг соответствующей категории граждан в порядке, определенном Правительством РФ.
Согласно пункту 16 Постановления Правительства РФ N 401 от 27.07.1996 льготы по оплате коммунальных услуг возмещаются по муниципальному жилищному фонду и находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации в порядке, установленном субъектами и органами местного самоуправления.
ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.01.1999 предусмотрено, что обязательства по социальной защите населения, установленные Федеральными законами, есть реализация полномочий РФ в области социальной защиты, и финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 БК РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 Постановления Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 установлено Министерство финансов РФ.
Статьей 24 Закона Приморского края от 26.11.2001 N 174-КЗ "О краевом бюджете на 2002 год" предусмотрено распределение средств, поступающих из Фонда компенсаций, на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в сумме 160752 тыс. руб., в том числе МО г. Партизанска - 3070 тыс. руб., из них на компенсацию жилищно-коммунальных услуг 2667 тыс. руб. Муниципальным образованием денежные средства получены и распределены по целевому назначению.
Доказательств нецелевого использования субъектом данных средств в деле не имеется.
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили субъект РФ финансовыми средствами в полном объеме для реализации Федерального закона, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет г. Партизанск, то арбитражный суд правомерно возложил ответственность за причиненные истцу убытки на Министерство финансов РФ и удовлетворил иск за счет казны РФ согласно статьям 16, 1069 ГК РФ.
Доводы заявителя жалобы о неправомерном включении истцом в сумму иска налога на добавленную стоимость не могут быть приняты во внимание. Суд при рассмотрении дела не установил, что НДС включен в стоимость предъявленных к возмещению компенсационных сумм. Доказательства подтверждения названных доводов истца в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 17.02.2004 и постановление от 08.04.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-10483/2002-5-438/18 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 июля 2004 г. N Ф03-А51/04-1/1782
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об иформационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании