Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 7 июля 2004 г. N Ф03-А37/04-2/1599
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Магаданской области на решение от 22.12.2003, постановление от 24.02.2004 по делу N А37-2444/03-1 Арбитражного суда Магаданской области, по заявлению Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Магаданской области к закрытому акционерному обществу "М" о взыскании 200 руб.
В соответствии с пунктом 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления кассационной инстанции в полном объеме откладывалось до 07.07.2004.
Межрайонная инспекция МНС России N 1 по Магаданской области обратилась в Арбитражный суд Магаданской области с иском о взыскании с ЗАО "М" налоговых санкций, предусмотренных п. 1 ст. 119 НК РФ в сумме 200 руб. за непредставление налоговой деклараций по налогу на имущество за 9 месяцев 2002 года, а также декларации по целевому сбору на содержание милиции, благоустройство территории, на нужды образования и другие цели за тот же период.
Решением от 22.12.2003, оставлеяным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.02.2004, требования налогового органа оставлены без удовлетворения. При разрешении спора суд, сославшись на положение п. 1 ст. 1 НК РФ, указал, что обязанность по представлению налоговых деклараций по налогу на имущество предприятий, а также целевому сбору на содержание милиции, благоустройство территории, на нужды образования и другие цели не предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Кроме того, на основании положений ст. 12 НК РФ суд сделал вывод о том, что органы местного самоуправления не вправе устанавливать срок представления налоговых деклараций.
В кассационной жалобе инспекция по налогам и сборам предлагает состоявшиеся по делу судебные акты отменить и принять новое решение об удовлетворении ее требований в полном объеме.
Заявитель жалобы считает, что при рассмотрении спора суд не применил положение ст. 8 Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий", согласно которой уплата налога производится по квартальным расчетам в пятидневный срок, со дня установленного для представления бухгалтерского расчета за квартал, а по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня установленного для бухгалтерского расчета за год.
Кроме того, инспекция по налогам и сборам считает, что аналогичный порядок представления налоговых деклараций по целевому сбору на содержание милиции установлен Положением о порядке исчисления и уплаты целевых сборов на содержание милиции, благоустройство территории, на нужды образования и другие, цели, утвержденным Решением Магаданской городской Думы от 09.06.2000 N 21-Д.
ЗАО "М" отзыв на жалобу не представило. В заседании суда кассационной инстанции стороны не участвовали.
Исходя из доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, и находит жалобу подлежащей удовлетворению частично.
Как видно из материалов дела, в июле 2003 года Межрайонная инспекция МНС РФ N 1 по Магаданской области провела камеральную налоговую проверку ЗАО "М" по вопросу своевременности представления налоговых деклараций за 9 месяцев 2002 года. По результатам, проверки ЗАО "М" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в сумме 200 руб. за непредставление налоговых деклараций.
Отказывая налоговому органу в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ, необходимо в законодательном порядке установить срок представления налогоплательщиком декларации, отвечающей требованиям ст. 80 НК РФ.
Поскольку ни ст. 1 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий" от 13.12.1991 г. N 2030-1, устанавливающей налог на имущество предприятий, ни ст. 8 Закона, предусматривающей срок уплаты данного налога, срок представления расчета (декларации) по налогу на имущество не установлен, суд пришел к выводу о неправомерном привлечении ЗАО "М" к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ.
Доводы заявителя жалобы о том, что при представлении расчета по налогу на имущество следует исходить из сроков, установленных в Федеральном законе "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 N 129-ФЗ, суд отклонил, указав, что указанный Федеральный закон в силу п. 1 ст. 1 НК РФ не относится к законодательству о налогах и сборах.
Суд также отклонил доводы налогового органа о том, что срок представления расчета целевого сбора на содержание милиции, благоустройство территории, на нужды образования и другие цели установлен решением Магаданской городской Думы 09.06.2000 N 21-Д, утвердившей Положение "О порядке исчисления и уплаты целевых сборов с предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, благоустройство территории, на нужды образования и другие цели".
Ссылаясь на ст. 12 НК РФ, суд указал, что в соответствии с указанной нормой, своими нормативными актами органы местного самоуправления вправе устанавливать лишь налоговые ставки в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по местному налогу. Иные элементы налогообложения, в том числе и сроки представления налоговых деклараций, устанавливаются Налоговым кодексом РФ.
Вышеперечисленные выводы суда обеих инстанций являются ошибочными по следующим основаниям.
Перечень элементов налогообложения установлен п. 1 ст. 17 НК РФ, согласно которому элементами налогообложения являются: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.
Согласно п. 1 ст. 12 НК РФ в Российской Федерации устанавливаются Федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов РФ, и местные налоги и сборы. Пунктом 4 указанной нормы установлено, что из перечня элементов налогообложения, данного в п. 1 ст. 17 Кодекса, представительные органы местного самоуправления вправе определять лишь налоговые ставки в пределах, установленных Кодексом, а также порядок и сроки уплаты налога. Иные элементы налогообложения, согласно указанной норме, устанавливаются Налоговым кодексом РФ.
Вместе с тем представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать форму отчетности по местному налогу, которая не входит в перечень элементов налогообложения. Обладая правом установления формы отчетности, представительные органы местного самоуправления также наделены правом установления сроков предоставления этой отчетности в налоговые органы.
Пунктом 6 ст. 80 НК РФ установлено, что налоговая декларация представляется в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, в том числе и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. При разрешении спора суд, в нарушение п. 5 ст. 1 НК РФ, ограничил понятие законодательства о налогах и сборах понятием законодательства о налогах и сборах Российской Федерации, данным в п. 1 указанной нормы.
Согласно пункту 4.2 Положения о порядке исчисления и уплаты целевых сборов на содержание милиции, благоустройство территории, на нужды образования и другие цели, утвержденного Решением Магаданской городской Думы от 09.06.2000 N 21-Д, плательщики сборов обязаны представлять в налоговый орган по месту учета декларацию о суммах целевых сборов в сроки, установленные для представления квартальной (годовой) бухгалтерской отчетности.
Пунктом 2 ст. 15 Федерального закона РФ от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" предусмотрено, что организации, за исключением бюджетных и общественных организаций и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года.
Таким образом, налоговый орган правомерно привлек ЗАО "М" к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ за непредставление в установленный срок декларации о суммах целевых сборов на содержание милиции.
Вместе с тем налоговый орган неправомерно привлек ЗАО "М" к ответственности по п. 1 ст. 119 НК за нарушение срока представления налоговой декларации по налогу на имущество.
Сделав правильный вывод о том, что в силу положения ст. 8 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" и п. 2 ст. 15 Федерального закона "О бухгалтерском учете" расчет по налогу на имущество предприятий должен быть представлен в налоговый орган в течение 100 дней по окончании соответствующего года, инспекция по налогам и сборам неправомерно привлекла предприятие к ответственности за непредставление указанного расчета за 9 месяцев 2002 года, поскольку налоговым периодом по данному виду налога является календарный год.
Таким образом, состоявшиеся по делу судебные акты подлежат изменению в части, касающейся отказа налоговому органу во взыскании штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 119 НК РФ, в размере 100 руб. за непредставление декларации по целевому сбору на содержание милиции. Требования Межрайонной инспекции МНС России N 1 по Магаданской области в данной части подлежат удовлетворению.
Пропорционально удовлетворенным требованиям на ЗАО "М" следует отнести расходы по уплате государственной пошлине: 100 руб. по исковому заявлению и по 50 руб. за рассмотрение апелляционной и кассационной жалоб.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 22.12.2003 и постановление апелляционной инстанции от 24.02.2004 по делу N А37-2444/03-1 Арбитражного суда Магаданской области изменить.
В соответствии с п. 1 ст. 199 НК РФ взыскать с ЗАО "М" штраф в размере 100 руб. за непредставление декларации по целевому сбору на содержание милиции, а также государственную пошлину в федеральный бюджет в сумме 200 руб.
В остальной части решение и постановление суда первой и апелляционной инстанций оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражному суду Магаданской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 июля 2004 г. N Ф03-А37/04-2/1599
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об иформационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании