Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 4 августа 2004 г. N Ф03-А37/04-2/1773
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Магаданской области на решение от 02.03.2004 по делу N А37-311/04-1 Арбитражного суда Магаданской области, по заявлению Открытого акционерного общества "Горно-добывающая компания "Б" к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Магаданской области о признании недействительным решения N ИС-04-10/90 от 20.01.2004
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мотивированное постановление изготовлено 04.08.2004.
Открытое акционерное общество "Горно-добывающая компания "Б" (далее - ОАО "ГДК "Б") обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства РФ по налогам и сборам N 1 по Магаданской области N ИС-04-10/90 от 20.01.2004, которая пунктом 2 решения обязала общество уплатить недоимку по НДС за сентябрь 2003 года в сумме 2421868 руб.
В качестве третьего лица привлечена администрация Особой экономической зоны в Магаданской области.
Решением суда от 02.03.2004 требования заявителя удовлетворены в полном объеме. Оспариваемый ненормативный акт налогового органа признан недействительным на том основании, что обществом, как участником Особой экономической зоны правомерно применена льгота по налогу на добавленную стоимость в соответствии с нормами действующего законодательства.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
В кассационной жалобе инспекция по налогам и сборам просит решение как основанное на выводах не соответствующих обстоятельствам дела и принятое с неправильным применением норм материального права отменить, в удовлетворении требований ОАО "ГДК "Б" отказать. По мнению заявителя жалобы, суд необоснованно применил Закон "Об особой экономической зоне в Магаданской области", поскольку данным Законом не урегулирован порядок взимания конкретных налогов и принят он не в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Учитывая, что нормами действующего налогового законодательства не предусмотрены льготы для участников Особой экономической зоны, их применение данной категорией налогоплательщиков незаконно.
Инспекция по налогам и сборам, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимала.
Представители ОАО "ГДК "Б" и администрации Особой экономической зоны в Магаданской области участия в судебном заседании не принимали, однако в отзывах на кассационную жалобу против доводов жалобы возражали, считая принятый судебный акт законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзывах на нее, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела, ОАО "ГДК "Б" в инспекцию по налогам и сборам представлена декларация по налогу на добавленную стоимость за сентябрь 2003 года. По результатам камеральной проверки Межрайонной инспекцией по налогам и сборам по Магаданской области принято решение N ИС-04-10/90 от 20.01.2004 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, за неполную уплату налога. Кроме того, пунктом 2 данного решения обществу предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость за сентябрь 2003 года в размере 2421868 руб.
Основанием для доначисления налога послужили следующие обстоятельства.
ОАО "ГДК "Б", являясь участником Особой экономической зоны в Магаданской области, и являясь плательщиком налога на добавленную стоимость, отразило сумму налога в доле федерального бюджета как подлежащую уплате. При этом, воспользовавшись льготой в соответствии со статьей 5 Федерального закона N 104-ФЗ от 31.05.1999 "Об особой экономической зоне в Магаданской области", указанную сумму налога в бюджет не уплатило.
Однако, по мнению налогового органа, с 01.01.2002, с момента вступления в законную силу Главы 21 Налогового кодекса РФ "Налог на добавленную стоимость", общество обязано было уплачивать исчисленный налог на общих основаниях, поскольку данной главой Кодекса льгота для участников Особой экономической зоны не предусмотрена.
ОАО "ГДК "Б", посчитав, что принятое инспекцией по налогам и сборам решение незаконно и нарушает его права и законные интересы, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Признавая решение налогового органа недействительным, арбитражный суд правильно установил обстоятельства дела, а выводы суда об отсутствии у общества обязанности по уплате налога на добавленную стоимость соответствуют нормам действующего законодательства, регулирующего вопросы при возникших отношениях.
Открытое акционерное общество "Горно-добывающая компания "Б" зарегистрировано в администрации Особой экономической зоны в Магаданской области, о чем выдано регистрационное свидетельство участника Особой экономической зоны N 000231 от 27.12.1999.
Согласно статье 5 Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об особой экономической зоне в Магаданской области" при осуществлении хозяйственной деятельности на территории Особой экономической зоны и в пределах Магаданской области участники Особой экономической зоны освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет (за исключением отчислений в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования Российской Федерации).
ОАО "ГДК "Б" в соответствии с Главой 21 Налогового кодекса РФ представило в налоговый орган по месту регистрации декларацию по налогу на добавленную стоимость по результатам налогового периода, исчислив налог, в том числе и в доле федерального бюджета. Однако уплату налога на добавленную стоимость в доле федерального бюджета общество не произвело в связи с применением вышеуказанной льготы.
При этом пунктом 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 5 от 28.02.2001 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ" разъяснен порядок применения законов, предусматривающих налоговые льготы. Так, льготы по налогам и сборам устанавливаются законодательством о налогах и сборах, которое согласно пункту 1 статьи 1 Налогового кодекса РФ состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. В связи с этим впредь до момента введения в действие соответствующих глав части второй Налогового кодекса РФ судам надлежит применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.
Глава 21 Налогового кодекса РФ, регулирующая порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, введена в действие с 01.01.2002.
Однако, введение указанной Главы в действие нельзя расценивать как отмену в установленном законодательном порядке специального налогового режима Особой экономической зоны согласно статье 5 Федерального закона N 104-ФЗ, поскольку прямые указания в данной Главе о применении льготы в отношении участников Особой экономической зоны либо о ее отмене отсутствуют.
Далее, Федеральный закон N 104-ФЗ от 31.05.1999 не упомянут в перечне законодательных актов, утративших силу в соответствии с Федеральным законом РФ от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах".
Также не принимается судом кассационной инстанции довод заявителя кассационной жалобы о том, что Закон N 104-ФЗ не регулирует порядок взимания конкретных налогов и не является законом, принятым в соответствии с Налоговым кодексом РФ, в связи с чем не подлежит применению в период спорных правоотношений. Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 5 от 28.02.2001, порядок применения налоговых льгот может быть урегулирован не только в законодательных актах, связанных с вопросами налогообложения.
Более того, в Федеральных законах "О бюджете Российской Федерации на 2001-2004 годы" (N 150-ФЗ от 27.12.2000, N 194-ФЗ от 30.12.2001, N 176-ФЗ от 24.12.2002, N 186-ФЗ от 23.12.2003) содержатся нормы о приостановлении действия статьи 5 Федерального закона N 104-ФЗ лишь в части льгот по уплате акцизов и налога на добавленную стоимость на подакцизные товары, ввозимые из других стран на территорию Магаданской области. Следовательно, в остальной части льготы, предусмотренные указанным выше Законом, продолжают действовать.
Согласно статье 5 Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ положение о применении налоговой льготы действует до 31.12.2005. Указанная норма права является действующей и подлежит применению участниками Особой экономической зоны при осуществлении хозяйственной деятельности на территории Особой экономической зоны и в пределах Магаданской области.
Учитывая вышеизложенное, основания для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции от 02.03.2004 отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 02.03.2004 по делу N А37-311/04-1 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 31.05.1999 г. N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" при осуществлении хозяйственной деятельности на территории Особой экономической зоны ее участники освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет.
В данном случае общество - участник Особой экономической зоны применило льготу, предусмотренную приведенной нормой, по налогу на добавленную стоимость. Налоговая инспекция привлекла налогоплательщика к ответственности за неуплату налога, полагая, что он не вправе был использовать данную льготу, поскольку такая льгота не предусмотрена главой 21 НК РФ.
Считая решение налоговой инспекции неправомерным, общество обжаловало его в арбитражный суд. Суд первой инстанции удовлетворил требования налогоплательщика, в связи с чем налоговый орган заявил кассационную жалобу.
При рассмотрении настоящего дела федеральный арбитражный суд исходил из того, что, во-первых, возможность установления налоговых льгот в законодательных актах, не входящих в систему законодательства о налогах и сборах, подтверждена в п.15 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой НК РФ".
Во-вторых, введение в действие главы 21 НК РФ само по себе не отменило специальный налоговый режим Особой экономической зоны.
В-третьих, Федеральным законом от 05.08.2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах" в перечне законов, утративших силу в связи с введением главы 21 НК РФ, Федеральный закон от 31.05.1999 г. N 104-ФЗ не указан.
Кроме того, федеральными законами о федеральном бюджете на 2001-2004 годы действие ст.5 Федерального закона от 31.05.1999 г. N 104-ФЗ приостановлено только касательно льгот по акцизам и НДС на подакцизные товары.
Таким образом, вывод налоговой инспекции о неправомерности применения обществом льготы по НДС, предусмотренной ст.5 Федерального закона от 31.05.1999 г. N 104-ФЗ, не основан на законе.
Руководствуясь вышеизложенным, федеральный арбитражный суд отклонил кассационную жалобу налогового органа и оставил в силе решение суда первой инстанции.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 августа 2004 г. N Ф03-А37/04-2/1773
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании