Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 6 августа 2004 г. N Ф03-А37/04-1/1976
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Министерства имущественных отношений РФ по Магаданской области на решение от 10.12.2003, постановление от 09.02.2004 по делу N А37-2233/03-2/4 Арбитражного суда Магаданской области, по иску Межрайонной инспекции МНС РФ N 1 по Магаданской области к Магаданскому государственному геолого-картографическому предприятию, 3-е лицо Комитет по управлению государственным имуществом Магаданской области о ликвидации.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление мотивированного постановления в полном объеме отложено до 06 августа 2004 года.
Межрайонная инспекция МНС РФ N 1 по Магаданской области обратилась в Арбитражный суд Магаданской области с исковым заявлением о принудительной ликвидации Магаданского государственного геолого-картографического предприятия на основании статьи 61 ГК РФ и пункта 3 статьи 26 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц".
Определением суда от 27.10.2003 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению государственным имуществом Магаданской области.
Решением от 10.12.2003 исковые требования Межрайонной инспекции МНС РФ N 1 по Магаданской области удовлетворены в полном объеме. Обязанность по ликвидации Магаданского государственного геолого-картографического предприятия возложена на его учредителя - КУГИ Магаданской области в соответствии с пунктом 3 статьи 61 ГК РФ.
При этом суд счел доказанным материалами дела факт непредставления ответчиком в регистрирующий орган сведений, предусмотренных пунктом 3 статьи 26 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц".
Постановлением апелляционной инстанции от 09.02.2004 решение суда от 10.12.2003 изменено частично. Обязанность по ликвидации Магаданского государственного геолого-картографического предприятия возложена на Территориальное управление Министерства имущественных отношений РФ по Магаданской области, поскольку пунктом 4 Приказа Министерства имущественных отношений РФ N 529 от 19.11.2003, полномочия КУГИ Магаданской области по управлению и распоряжению федеральной собственностью, расположенной на территории Магаданской области, делегированы Территориальному управлению Министерства имущественных отношений РФ по Магаданской области.
В остальной части решение от 10.12.2003 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Территориальное управление Министерства имущественных отношений РФ по Магаданской области в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что Территориальное управление Министерства имущественных отношений РФ по Магаданской области не привлечено к участию в деле, поэтому суд апелляционной инстанции в нарушение пункта 4 статьи 288 АПК РФ неправомерно возложил на него обязанности по ликвидации Магаданского государственного геолого-картографического предприятия.
Кроме того, Территориальное управление Министерства имущественных отношений РФ по Магаданской области не было извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Более того, указывает на то, что Магаданское государственное геолого-картографическое предприятие в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 является исключительно собственностью Российской Федерации, в связи с чем согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 10.02.1994 N 96 "О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности" учредителем предприятий федерального уровня собственности выступают федеральные органы исполнительной власти.
Считает, что в отношении Магаданского государственного геолого-картографического предприятия таким федеральным органом исполнительной власти является Министерство природных ресурсов Российской Федерации.
Обращает внимание суда на то, что согласно положению о Территориальном управлении Министерства имущественных отношений РФ по Магаданской области (приказ Министерства имущества России от 19.11.2003 N 529), данное управление не наделено правом создания и ликвидации федеральных государственных унитарных предприятий.
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Магаданской области в отзыве на кассационную жалобу указывает на то, что Территориальное управление Министерства имущественных отношений РФ по Магаданской области подало данную кассационную жалобу с пропуском срока, установленного статьей 276 АПК РФ, без указания каких-либо уважительных причин. Поэтому просит кассационную жалобу Территориального управления Министерства имущественных отношений РФ по Магаданской области возвратить, а решение от 10.12.2003 и постановление от 09.12.2004 оставить в силе.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не представили.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция считает необходимым постановление апелляционной инстанции от 09.02.2004 Арбитражного суда Магаданской области отменить.
Как видно из материалов дела, Магаданское государственное геолого-картографическое предприятие по истечении шести месяцев со дня вступления в силу Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" не представило в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а"-"д", "л" пункта 1 статьи 5 названного Закона.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Межрайонной инспекции МНС России N 1 по Магаданской области с настоящим иском в суд.
Суд при вынесении решения обоснованно пришел к выводу о том, что обязанность по ликвидации юридического лица лежит на его учредителе. Согласно уставу от 22.04.2003 Магаданского государственного геолого-картографического предприятия его учредителем является КУГИ Магаданской области.
Приказом от 19.11.2003 N 529 Министерством имущественных отношений РФ образовано Территориальное управление Министерства имущественных отношений РФ по Магаданской области, на которое возложены функции по управлению федеральным имуществом, одновременно прекращен весь объем полномочий, осуществляемых КУГИ Магаданской области в отношении объектов федеральной собственности.
Пунктом 4 Положения о Территориальном управлении Министерства имущественных отношений РФ по Магаданской области территориальный орган подготавливает совместно с заинтересованными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и представляет в Министерство России предложения о создании и ликвидации федеральных государственных унитарных предприятий, включая федеральные казенные предприятия.
Рассматривая спорные отношения, суд на основании вышеуказанных фактов, возложил обязанность по ликвидации Магаданского государственного геолого-картографического предприятия на Территориальное управление Министерства имущественных отношений РФ по Магаданской области.
Вместе с тем при принятии постановления от 09.02.2004, судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 4 статьи 288 АПК РФ одним из оснований для отмены судебного акта является принятие судом решения, постановления о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Так, из материалов дела видно, что сторонами по настоящему делу являются: истец - Межрайонная инспекция МНС РФ N 1 по Магаданской области; ответчик - Магаданское государственное геолого-картографическое предприятие; третье лицо - Комитет по управлению государственным имуществом Магаданской области.
Поскольку Территориальное управление Министерства имущественных отношений РФ по Магаданской области не привлечено к участию в деле надлежащим образом и при рассмотрении дела судом принято постановление о правах и об обязанностях Территориального управления, то в силу п.п. 4 ч. 4 статьи 288 АПК РФ это является безусловным основанием к отмене судебного акта.
С учетом изложенного постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Магаданской области от 09.02.2004 подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть вышеуказанное и разрешить спор с соблюдением норм процессуального права.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального права Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 09.02.2004 по делу N А37-2233/03-2/4 Арбитражного суда Магаданской области отменить и передать дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 августа 2004 г. N Ф03-А37/04-1/1976
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании