Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 3 августа 2004 г. N Ф03-А51/04-1/2057
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю на решение от 18.03.2004, постановление от 13.05.2004 по делу N А51-16709/03 7-539/18 Арбитражного суда Приморского края, по иску Жилищно-строительного кооператива "Маяк" к Министерству финансов РФ, Администрации г. Владивостока, Администрации Приморского края, финансовому управлению Администрации г. Владивостока, 3-е лицо: Управление ЖКХ Администрации г. Владивостока о взыскании 18140 рублей.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось до 03.08.2004.
Жилищно-строительный кооператив "Маяк" обратился в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации Приморского края, Администрации г. Владивостока, финансовому управлению Администрации г. Владивостока, Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю о взыскании 18140 рублей убытков, возникших в связи с предоставлением в 2000-2001 годах льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и в 2000 году в соответствии с ФЗ "О ветеранах".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика привлечено Управление ЖКХ Администрации г. Владивостока.
Решением суда от 18.03.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.05.2004, исковые требования удовлетворены в полном объеме. С казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в пользу ОАО "Дальэнерго" взысканы убытки в сумме 18140 рублей со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", ФЗ "О ветеранах" выделялись не в полном объеме.
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю.
По мнению заявителя, собственник имущества несет бремя содержания соответствующего имущества, поэтому обязанность по возмещению затрат по обеспечению коммунальными услугами возлагается на субъекты РФ и органы местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536, по его утверждению, предусмотрен порядок предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ": расходование предоставленных субсидий осуществляется органами соцзащиты населения субъектов РФ, муниципальных образований, и другими получателями бюджетных средств на выплату денежных компенсаций инвалидам.
Также, заявитель указывает на необоснованное включение в стоимость услуг, предъявленных к возмещению, налога на добавленную стоимость и пропуск истцом срока исковой давности.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судом, ЖСК "Маяк" за счет собственных средств в 2000, 2001 годах в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов" и во исполнение заключенного с Администрацией г. Владивостока договора от 07.12.2001 предоставил гражданам, имеющим согласно названным законам право на 50% скидку, льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В связи с предоставлением указанных льгот истец не получил доход в сумме 18140 рублей, не возмещенный государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов, что явилось основанием обращения с настоящим иском.
Статья 10 ФЗ "О ветеранах" устанавливает, что осуществление расходов на реализацию прав и льгот, предоставляемых ветеранам, производится как за счет бюджета Российской Федерации, так и за счет средств бюджетов субъектов РФ. При этом за счет последних производятся расходы на оплату коммунальных услуг.
Указанная статья предусматривает учет расходов органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, связанных с предоставлением льгот ветеранам, при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, имеющих целевое назначение.
При этом порядок возмещения указанных расходов утверждается Правительством РФ. Однако Правительством РФ не определен порядок возмещения расходов бюджета субъекта РФ на реализацию льгот по рассматриваемому Закону.
Право на получение скидки при оплате жилищно-коммунальных не ниже 50% услуг имеют инвалиды всех категорий и семьи, имеющие детей-инвалидов, согласно ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 N 181-ФЗ.
Источник финансирования данных льгот настоящий Закон не определил.
Постановлением Правительства РФ N 901 от 27.07.1996 (п. 16), изданным во исполнение указанного Закона, предусмотрено, что льготы возмещаются в порядке, установленном субъектом РФ и органами местного самоуправления.
Указанное Постановление также не называет источник финансирования этих льгот.
Вместе с тем Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.
Исходя из ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 (действующим до 07.07.2003) финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
В соответствии с п. 4 статьи 130, статей 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Согласно Приложению 23 к ФЗ от 27.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" при расчете суммы финансовой помощи субъектам РФ из федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ учтены расходы Приморскому краю на реализацию ФЗ "О ветеранах" в сумме 261957,5 тыс. рублей. Однако, данным законом не было предусмотрено направление целевых денежных средств на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в бюджет Приморского края.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату Федерального закона N 227-ФЗ следует читать 31.12.1999
Приложением 8 к Закону Приморского края от 14.06.2000 N 94-КЗ "О краевом бюджете на 2000 год" предусмотрена передача г. Владивостоку в форме субвенций государственных полномочий на реализацию ФЗ "О ветеранах" и ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в сумме 54968 тыс. руб.
Как установлено судом на основе анализа ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" от 27.12.2000 N 150-ФЗ, Закона Приморского края "Об исполнении краевого бюджета за 2001 год" от 07.06.2002 N 231-КЗ, а также приложений к ним, финансовые средства, поступившие субъекту из Фонда компенсаций федерального бюджета на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в размере 151931 тыс. руб., направлены на исполнение названного закона
Доказательств нецелевого использования субъектом РФ указанных средств Министерство финансов РФ не представило.
Как видно из материалов дела и установлено судом, фактически в бюджет МО г. Владивостока в 2000 году выделено 41041 тыс. рублей, а в 2001 году 12245 тыс. руб.
Поскольку органами государственной власти не обеспечено финансовыми средствами в полном объеме исполнение Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в РФ" и "О ветеранах", судом правомерно возмещены истцу убытки за счет казны Российской Федерации.
Доводы заявителя жалобы о неправомерном включении истцом в сумму иска налога на добавленную стоимость судом кассационной инстанции не могут быть приняты во внимание. Суд при рассмотрении дела не установил, что НДС включен в стоимость предъявленных к возмещению компенсационных сумм. Доказательства подтверждения названных доводов истца в материалах дела отсутствуют.
Несостоятельными являются доводы Минфина РФ о пропуске истцом срока исковой давности.
В соответствии со статьей 200 ГК РФ начало течения срока исковой давности следует исчислять с 01.01.2001, то есть когда по окончанию финансового года и предоставлению годового отчета работы предприятия истец узнал о возникших у него убытках.
Свои требования истец заявил суду 03.12.2003, то есть в пределах названного срока, установленного ст. 196 ГК РФ.
Поскольку решение и постановление суда приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, оснований для их отмены либо изменения и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 18.03.2004 и постановление от 13.05.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-16709/03 7-539/18 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 августа 2004 г. N Ф03-А51/04-1/2057
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании