Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 17 февраля 2004 г. N Ф03-А04/04-1/38
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Амурской области на решение от 23.10.2003 по делу N А04-2344/03-23/91 Арбитражного суда Амурской области, по иску открытого акционерного общества "Райчихинскгаз" к администрации Октябрьского района, Министерству финансов РФ в лице УФК по Амурской области, Администрации Амурской области, финансовому департаменту Амурской области, 3-е лицо: финансовый отдел Администрации Октябрьского района о взыскании 57687 рублей 03 копеек.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось до 17.02.2004.
Открытое акционерное общество "Райчихинскгаз" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к администрации Октябрьского района Амурской области о взыскании 70337 рублей 53 копеек, составляющих выпадающие доходы от предоставления в 2002 году отдельным категориям граждан льгот по оплате за газ.
До принятия решения по делу истцом уменьшен размер исковых требований до 57687,03 рублей, из которых 42985 рублей убытки, связанные с предоставлением льгот ветеранам, 8988 рублей сотрудникам милиции, финансируемым из федерального бюджета, 1238 рублей 03 копейки сотрудникам, финансируемым из областного бюджета, 1926 рублей военнослужащим, 2550 рублей многодетным семьям.
Определением от 30.06.2003 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен финансовый отдел администрации Октябрьского района.
Определением суда от 21.07.2003, с согласия истца, к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Министерство финансов РФ в лице УФК, администрация Амурской области, финансовый департамент Амурской области.
Решением суда от 23.10.2003 исковые требования удовлетворены в части. Из казны РФ в пользу ОАО "Райчихинскгаз" взысканы убытки, понесенных в связи с предоставлением льгот по Закону РФ "О милиции" в сумме 8560 рублей и по ФЗ "О статусе военнослужащих" в сумме 1926 рублей. Из казны субъекта РФ в пользу ОАО "Райчихинскгаз" взысканы убытки, понесенные в связи с предоставлением льгот по ФЗ "О ветеранах" в сумме 42985 рублей, по Закону РФ "О милиции" в сумме 1024,03 рубля и по Указу Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" в сумме 2550 рублей. В остальной части иска отказано. В иске к Администрации Амурской области и Администрации Октябрьского района отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Правильность судебного акта проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Амурской области, где ставится вопрос о частичной отмене решения от 23.10.2003 как незаконного.
По мнению заявителя кассационной жалобы, поскольку военнослужащие проживают в муниципальном жилищном фонде, то в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих" финансирование льгот по оплате коммунальных услуг происходит за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Также считает, что на основании ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" из федерального бюджета в доход Амурской области было выделено достаточно денежных средств для финансирования льготы по оплате коммунальных услуг по Закону РФ "О милиции", и суд не исследовал документы, подтверждающие потребность субъекта РФ в финансировании в большем размере. В связи с чем вина Минфина РФ в неисполнении обязательств отсутствует.
Представители сторон, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда не явились.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, 01.01.2002 между Администрацией Октябрьского района и ОАО "Райчихинскгаз" заключены договоры о предоставлении льгот по оплате за газ в 2002 году, в соответствии с условиями которых администрация приняла на себя обязательство своевременно возмещать истцу убытки, возникающие в связи с реализацией газа льготникам.
В течение 2002 года истец за счет собственных средств предоставил населению Октябрьского района, проживающему в муниципальном жилом фонде, льготы по оплате за газ в сумме 677305 рублей, что подтверждается имеющимися в деле документами и не оспаривается сторонами.
В связи с частичной оплатой Администрацией Октябрьского района указанной льготы сумма выпадающих доходов ОАО "Райчихинскгаз" составила 42985 рублей по ФЗ "О ветеранах", 1926 рублей по ФЗ "О статусе военнослужащих", 2550 рублей по Указу Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
Помимо этого судом установлено, что из предъявленной к возмещению суммы 8560 рублей приходится на льготы, предоставленные истцом сотрудникам милиции, содержание которых осуществляется из федерального бюджета, и 1024 рубля 03 копейки сотрудникам милиции, содержание которых финансируется из областного бюджета.
Ввиду невозмещения этих расходов истцу предъявлен настоящий иск на основании статей 16, 1069 ГК РФ.
В соответствии с положениями статей 84 и 86 БК РФ исключительно из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ финансируются расходы на обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти.
Статьей 6 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 28.08.1995 N 154-ФЗ предусмотрено, что финансирование расходов, связанных с предоставлением федеральных льгот по оплате коммунальных услуг, не относится к вопросам местного значения.
В силу пункта 4 статьи 6 названного Закона и статьи 4 ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" от 25.09.1997 N 126-ФЗ при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ и субъектов РФ материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий, передаются им одновременно с принятием данных решений. При этом органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой они обеспечены финансовыми средствами.
С учетом вышеуказанных норм материального права судом сделан обоснованный вывод об отсутствии оснований для возложения ответственности по возмещению истцу убытков за счет бюджета муниципального образования в виду невыделения средств в бюджет района на осуществление переданных на муниципальный уровень власти государственных полномочий.
Пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ предусмотрено, что решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Как установлено из материалов дела, средства компенсаций на осуществление государственных полномочий по предоставлению гражданам, проживающим в муниципальном жилом фонде, льгот, финансируемых из федерального бюджета, по Закону РФ "О милиции" и по ФЗ "О статусе военнослужащих" из федерального бюджета Амурской области в спорный период в достаточном количестве не выделялись.
Поэтому Арбитражный суд Амурской области правомерно возложил ответственность за неисполнение указанных законов на Российскую Федерацию в лице Минфина РФ на основании статей 16, 1069 ГК РФ
В отношении взыскания убытков с субъекта РФ решение суда подтверждено надлежащими доказательствами и не оспаривается сторонами по делу.
Доводы заявителя жалобы об отсутствии документов, подтверждающих потребность субъекта РФ в финансировании в большем размере, не могут служить основанием к освобождению от ответственности Российской Федерации в лице Минфина РФ за невыполнение государственных полномочий.
Иные доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 23.10.2003 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-2344/03-23/91 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 февраля 2004 г. N Ф03-А04/04-1/38
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании