Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 17 февраля 2004 г. N Ф03-А04/04-1/39
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Амурской области на решение от 23.10.2003 по делу N А04-2869/03-23/126 Арбитражного суда Амурской области, по иску открытого акционерного общества "Райчихинскгаз" к Администрации Бурейского района, Министерству финансов РФ в лице УФК по Амурской области, финансовому департаменту Администрации Амурской области, 3-е лицо: финансовый отдел Администрации Бурейского района о взыскании 52753 рублей 39 копеек.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось до 17.02.2004.
Открытое акционерное общество "Райчихинскгаз" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Администрации Бурейского района Амурской области о взыскании 52753 рублей 39 копеек, составляющих выпадающие доходы от предоставления в 2002 году отдельным категориям граждан льгот по оплате за газ.
До принятия решения по делу истцом уменьшен размер исковых требований до 9475 рублей, из которых 4125 рублей убытки, связанные с предоставлением льгот сотрудникам ОВД, 4601 рубль военнослужащим, 749 рублей сотрудникам налоговой полиции.
Определением от 23.07.2003 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен финансовый отдел администрации Бурейского района.
Определением суда от 25.08.2003, с согласия истца, к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Министерство финансов РФ в лице УФК, финансовый департамент Администрации Амурской области.
Решением от 23.10.2003 исковые требования удовлетворены в части. Из казны РФ в пользу ОАО "Райчихинскгаз" взысканы убытки, понесенные в связи с предоставлением льгот по Законам РФ "О милиции", "О федеральных органах налоговой полиции", по ФЗ "О статусе военнослужащих" в сумме 10165 рублей. В остальной части иска отказано. В иске к финансовому департаменту администрации Амурской области и Администрации Бурейского района отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Правильность судебного акта проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Амурской области, где ставится вопрос об отмене решения от 23.10.2003 как незаконного.
По мнению заявителя кассационной жалобы, поскольку военнослужащие проживают в муниципальном жилищном фонде, то в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих" финансирование льгот по оплате коммунальных услуг происходит за счет средств бюджетов субъектов РФ. Закон РФ "О федеральных органах налоговой полиции", по его утверждению, не возлагает обязанности по возмещению соответствующих затрат, связанных с предоставлением льгот, на федеральный бюджет.
Также считает, что на основании ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" из федерального бюджета в доход Амурской области было выделено достаточно денежных средств для финансирования спорных льгот, и суд не исследовал документы, подтверждающие потребность субъекта РФ в финансировании в большем размере. В связи с чем вина Минфина РФ в неисполнении обязательств отсутствует.
Представители сторон, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда не явились.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, 01.01.2002 между администрацией Октябрьского района и ОАО "Райчихинскгаз" заключен договор на возмещение затрат, связанных с предоставлением льгот по оплате за газ в 2002 году, в соответствии с условиями которого администрация приняла на себя обязательство своевременно возмещать истцу убытки, возникающие в связи с реализацией газа соответствующим льготникам.
В течение 2002 года истец за счет собственных средств предоставил населению Бурейского района, проживающему в муниципальном жилом фонде, льготы по оплате за газ в сумме 588673 рубля, что подтверждается имеющимися в деле документами и не оспаривается сторонами.
В связи с частичной оплатой администрацией Бурейского района указанной льготы сумма выпадающих доходов ОАО "Райчихинскгаз" составила 4125 рублей по Закону РФ "О милиции", 4601 рубль по Закону РФ "О федеральных органах налоговой полиции", 749 рублей по ФЗ "О статусе военнослужащих".
Судом установлено, что сотрудники милиции, пользующиеся льготой, принадлежат к подразделениям милиции, финансируемым за счет средств федерального бюджета.
Ввиду невозмещения расходов по оплате за газ истцу предъявлен настоящий иск.
В соответствии с положениями статей 84 и 86 БК РФ исключительно из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ финансируются расходы на обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти.
Статьей 6 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 28.08.1995 N 154-ФЗ предусмотрено, что финансирование расходов, связанных с предоставлением федеральных льгот по оплате коммунальных услуг, не относится к вопросам местного значения.
В силу пункта 4 статьи 6 названного Закона и статьи 4 ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" от 25.09.1997 N 126-ФЗ при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ и субъектов РФ материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий, передаются им одновременно с принятием данных решений. При этом органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой они обеспечены финансовыми средствами.
С учетом вышеуказанных норм материального права судом сделан обоснованный вывод об отсутствии оснований для возложения ответственности по возмещению истцу убытков за счет бюджета муниципального образования в виду невыделения средств в бюджет района на осуществление переданных на муниципальный уровень власти государственных полномочий.
Пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ предусмотрено, что решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Как установлено из материалов дела, средства компенсаций на осуществление государственных полномочий по предоставлению гражданам, финансируемых из федерального бюджета и проживающим в муниципальном жилом фонде, льгот по Законам РФ "О милиции", "О федеральных органах налоговой полиции", по ФЗ "О статусе военнослужащих" из федерального бюджета Амурской области в спорный период в достаточном количестве не выделялись.
Поэтому Арбитражный суд Амурской области правомерно возложил ответственность за неисполнение указанных законов на Российскую Федерацию в лице Минфина РФ на основании статей 16, 1069 ГК РФ
Доводы заявителя жалобы об отсутствии документов, подтверждающих потребность субъекта РФ в финансировании в большем размере, не могут служить основанием к освобождению от ответственности Российской Федерации в лице Минфина РФ за невыполнение государственных полномочий.
Иные доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Вместе с тем, удовлетворяя исковые требования, суд не принял во внимание изменение истцом суммы убытков с 4815 рублей до 4125 рублей, связанной с предоставлением льгот гражданам по Закону РФ "О милиции".
При указанных обстоятельствах решение от 23.10.2003 подлежит изменению: с казны РФ в пользу ОАО "Райчихинскгаз" следует взыскать убытки, понесенные в связи с предоставлением льгот по Закону РФ "О милиции" в сумме 4125 рублей. В остальной части судебный акт изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 23.10.2003 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-2869/03-23/126 изменить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет средств казны РФ в пользу ОАО "Райчихинскгаз" убытки, понесенные в связи с предоставлением льгот по Закону РФ "О милиции" в сумме 4125 рублей.
В остальной части решение оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 февраля 2004 г. N Ф03-А04/04-1/39
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании