Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 21 апреля 2004 г. N Ф03-А51/04-2/601
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Чугуевскому району Приморского края на решение от 20.11.2003, постановление от 12.01.2004 по делу N А51-13983/03 10-350 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Чугуевскому району Приморского края к Федеральному государственному унитарному предприятию "Приморскспецдорстрой N 905" о взыскании финансовых санкций.
В соответствии с пунктом 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления кассационной инстанции в полном объеме откладывалось до 21.04.2004.
В Арбитражный суд Приморского края обратилось Государственное учреждение Управления Пенсионного фонда РФ по Чугуевскому району Приморского края (далее - ГУ УПФ РФ по Чугуевскому району) с заявлением о взыскании с ФГУП "Приморскспецдорстрой N 905" финансовых санкций в сумме 138370 рублей.
Решением от 20.11.2003 требования ГУ УПФ РФ по Чугуевскому району удовлетворены в сумме 1383,7 руб. Суд, применив положение ст. 112 НК РФ, снизил размер подлежащих взысканию санкций в 100 раз.
Постановлением апелляционной инстанции от 12.01.2004 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГУ УПФ РФ по Чугуевскому району предлагает состоявшиеся по делу судебные акты в части, касающейся уменьшения размера штрафных санкций отменить, и принять новое решение о взыскании штрафа в полном размере.
В обоснование жалобы заявитель указал, что расходы, понесенные им в ходе судебного разбирательства, превышают сумму взысканного штрафа, что свидетельствует о безнаказанности правонарушителя. Кроме того, заявитель жалобы считает, что учтенные судом обстоятельства не могут быть признаны как смягчающие ответственность правонарушителя, так как по смыслу части 1 ст. 112 НК РФ смягчающие обстоятельства - это обстоятельства, воздействующие извне на субъект, вынуждающие его совершать правонарушение.
Подобных обстоятельств не было, т.к. ответчик своевременно не представил сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах лишь по своей вине, не уделяя этой обязанности должного внимания и не стремясь ее исполнить.
ФГУП "Приморскспецдорстрой N 905" отзыв на жалобу не представило. В заседании суда кассационной инстанции стороны не участвовали.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, исходя из доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду несостоятельности изложенных в ней доводов.
Как видно из материалов дела, ФГУП "Приморскспецдорстрой N 905", зарегистрировано решением Администрации Чугуевского района от 30.06.2000 N 505 и в соответствии со ст. 6 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" от 15.12.2001 N 167-ФЗ является страхователем.
Согласно ст. 11 ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы пенсионного фонда РФ по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Указанные сведения страхователь представляет один раз в год, не позднее 1 марта.
Индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах за 2002 год страхователь представил ГУ УПФ РФ по Чугуевскому району 16.04.2003, то есть нарушил требования ст. 11 вышеназванного Закона, что отражено в акте камеральной проверки ФГУП "Приморскспецдорстрой N 905" от 16.04.2003 N 234.
Решением N 85 от 13.05.2003 ФГУП "Приморскспецдорстрой N 905" привлечено к ответственности в виде взыскания финансовых санкций - 10% суммы начисленных страховых взносов в ПФ РФ за отчетный период 2002 года, что составляет 138370 руб.
Требование о добровольной уплате финансовых санкций в срок до 04.06.2003 предприятием не исполнено, и территориальный орган Пенсионного фонда обратился за их взысканием в арбитражный суд.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в действиях ответчика содержится состав правонарушения, предусмотренный п. 3 ст. 17 Федерального закона РФ N 27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Вместе с тем суд установил наличие смягчающих ответственность обстоятельств и в соответствии со ст. 112, 114 НК РФ снизил размер санкций до 1383,7 руб.
В соответствии со ст. 9 НК РФ органы государственных внебюджетных фондов являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в связи с чем, на эти органы распространяется порядок привлечения к ответственности и производство по делам о правонарушениях осуществляется в порядке, установленном главами 14, 15 НК РФ.
Глава 15 НК РФ "Общие положения ответственности за совершение налоговых правонарушений" содержит ст. 112, устанавливающую обстоятельства смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. Согласно пункту 4 статьи 112 Налогового кодекса РФ при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 настоящего Кодекса, судом устанавливаются и учитываются обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. Пунктами 3 и 4 статьи 114 Кодекса предусмотрено, что наличие смягчающих или отягчающих ответственность обстоятельств непосредственно влияет на размер применяемой налоговой санкции.
В подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 112 Налогового кодекса РФ дан перечень обстоятельств, бесспорно смягчающих ответственность правонарушителя. Вместе с тем, согласно подпункту 3 вышеназванной нормы, суд по своему усмотрению может признать в качестве смягчающих ответственность иные обстоятельства.
Пунктом 4 названной статьи предусмотрено, что обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке ст. 114 НК РФ.
Суд первой инстанции установил, что правонарушение вызвано особенностью осуществления производственной деятельности ответчика: удаленностью централизованной бухгалтерии от основного места работы, что служит определенным препятствием для получения полных сведений о работниках предприятия.
Таким образом, суд кассационной инстанции считает, что при рассмотрении спора суд первой и апелляционной инстанций применил нормы материального и процессуального права соответственно установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 20.11.2003 и постановление апелляционной инстанции от 12.01.2004 по делу N А51-13983/03 10-350 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 апреля 2004 г. N Ф03-А51/04-2/601
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании