Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 28 апреля 2004 г. N Ф03-А51/04-2/671
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ООО "МА" "И": Е.М. Шишкин, юрисконсульт по доверенности б/н от 07.04.2004, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Первомайскому району города Владивостока на решение от 17.12.2003 по делу N А51-12196/03 30-322 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Морское агентство "И" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Первомайскому району города Владивостока о признании недействительным решения от 28.07.2003 N 88 ДСП в части.
Изготовление постановления в полном объеме откладывалось на основании статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество с ограниченной ответственностью "Морское агентство "И" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Первомайскому району города Владивостока (далее - Инспекция) о признании недействительным решения от 28.07.2003 N 88 ДСП в части начисления налога на добавленную стоимость (НДС) в сумме 80918,09 руб.
Решением суда от 17.12.2003 требования Общества удовлетворены в части признания недействительным решения Инспекции по начислению НДС в сумме 65212,64 руб., в остальной части - отказано. Судебный акт в части удовлетворения заявления мотивирован тем, что Обществом выполнены работы, подпадающие под льготное налогообложение, в связи с чем, налогоплательщик правомерно, согласно подпункту 23 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), не исчислил НДС от оказанных работ (услуг) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания. В части обоснованности доначисления Обществу НДС в сумме 15705,45 руб. в решении суда указано на то обстоятельство, что в счетах-фактурах, представленных налогоплательщиком, имеются недостоверные сведения, и поэтому они не могут являться основанием для возмещения НДС из бюджета.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Инспекция, не согласившись с принятым судебным актом, в кассационной жалобе предлагает его отменить и отказать в удовлетворении заявления Общества, полагая, что суд неправильно применил нормы материального права, регламентирующие порядок налогообложения НДС при осуществлении работ по обслуживанию морских судов. По мнению заявителя жалобы, шипчандлерские услуги, то есть услуги по бункеровке морских судов пресной водой, которые осуществляло Общество, не могут быть отнесены к услугам, реализация которых подлежит освобождению от налогообложения, как это предусмотрено подпунктом 23 пункта 2 статьи 149 НК РФ, в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ.
В отзыве на жалобу Общество возражает против отмены судебного решения и просит оставить его без изменения. Представителем Общества в судебном заседании поддержан отзыв на жалобу и заявлено о правильном применении судом норм материального права.
Инспекция извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, но участия при ее рассмотрении не принимала.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, изучив доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя Общества, суд кассационной инстанции не установил оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из установленных судом обстоятельств дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.2000 по 01.03.2003, в ходе которой выявлены нарушения, связанные с неуплатой (не полной уплатой) налогов, в том числе НДС в сумме 91408,29 руб., что нашло отражение в акте проверки от 04.07.2003 N 98-ДСП. По результатам рассмотрения акта инспекцией принято решение от 28.07.2003 N 88 ДСП о привлечении Общества к налоговой ответственности, а также доначислены налоги и начислены соответствующие пени.
Не согласившись с названным решением налогового органа в части начисления НДС в сумме 80918,09 руб., Общество оспорило его в судебном порядке.
Арбитражный суд, рассмотрев спорные правоотношения, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований на сумму 65212,64 руб.
Основным доводом кассационной жалобы инспекции явилось то обстоятельство, что шипчандлерские услуги не относятся к услугам, реализация которых подлежит освобождению от налогообложения (уплаты - НДС).
Доводы жалобы были предметом исследования при рассмотрении кассационной жалобы, но не могут быть признаны верными в силу нижеследующего.
Как правильно установи суд, и это не оспорено заявителем жалобы, Общество в проверяемый период предоставляло услуги по бункеровке питьевой водой морским судам, находящимся на стоянке в порту Владивосток За предоставленные услуги Общество выставляло судовладельцам счета-фактуры без выделения и начислен НДС, руководствуясь при этом подпунктом 23 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
В ходе налоговой проверки Инспекция посчитала действия Общества в этой части неправомерными, доначислив к уплате НДС за услуги по бункеровке водой в сумме 65212,64 руб.
Арбитражный суд, оценив представленные доказательства, согласился с позицией Общества о том, что оказанные услуги по бункеровке морских судов пресной водой относятся к виду услуг, которые освобождены налоговым законодательством от обложения НДС. Данный вывод суда является верным.
В соответствии с подпунктом 23 пункта 2 статьи 149 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации работ (услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах) все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), а также лоцманская проводка.
Из содержания названной правовой нормы усматривается, что не подлежат налогообложению все работы и услуги, которые непосредственно связаны с обслуживанием указанных судов в период стоянки их в портах, в частности, услуги, оказанные Обществом по бункеровке морских судов пресной водой. Поэтому судом сделан правомерный вывод об отнесении оказанных Обществом услуг к услугам по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания, что давало право налогоплательщику не уплачивать налог на добавленную стоимость.
Кроме того, суд кассационной инстанции считает, что при рассматриваемой ситуации подлежит применению пункт 7 статьи 3 НК РФ о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Законодатель в подпункте 23 пункта 2 статьи 149 НК РФ не указал однозначно, что может быть отнесено к понятию "работы и услуги по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания", а содержание указанной нормы не исключает понимание под оказанием услуг, оказанные Обществом услуги по бункеровке морских судов водой, в связи с чем нельзя согласиться с утверждением заявителя жалобы об иной, чем у суда, оценке обстоятельств по делу.
Также является верным вывод суда об отказе в удовлетворении заявления Общества в части начисленного НДС в сумме 15705,45 руб. Налог на добавленную стоимость в указанной сумме начислен Инспекцией в связи с тем, что в счетах-фактурах, представленных Обществом, имелись недостоверные сведения в части ИНН и адресов поставщиков, что, по мнению налогового органа, не могло быть основанием для возмещения НДС из бюджета.
Арбитражный суд согласился с позицией налогового органа, и свои выводы в этой части обосновал ссылками на подлежащие применению нормы налогового законодательства, регулирующие вопросы уплаты (вычета, возмещения) НДС.
В названной части судебное решение Обществом не оспорено, а кассационная инстанция не находит оснований к его отмене по названной позиции, так как нормы материального и процессуального права судом применены правильно.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 17.12.2003 по делу N А51-12196/03 30-322 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно подпункту 23 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению реализация на территории РФ работ (услуг) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах, а также лоцманская проводка.
Общество, осуществляющее бункеровку в порту морских судов пресной водой, не облагало данные операции НДС. Налоговая инспекция доначислила налог, исходя из того, что указанные операции не поименованы в законе как освобождаемые от налогообложения.
Не согласившись с решением налогового органа, общество обжаловало его в арбитражный суд. Суд первой инстанции поддержал позицию налогоплательщика.
Рассматривая настоящее дело по кассационной жалобе налоговой инспекции, федеральный арбитражный суд указал на то, что по смыслу подп.23 п.2 ст.149 НК РФ освобождаются от налогообложения все работы и услуги, которые связаны с обслуживанием судов в период их стоянки в портах.
Кроме того, следует учитывать, что в соответствии с п.7 ст.3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
В связи с этим применительно к рассматриваемой ситуации необходимо обратить внимание на то, что в подп.23 а.2 ст.149 НК РФ отсутствует точное и определенное указание на то, какие конкретно услуги освобождаются от налогообложения.
В то же время из содержания указанной нормы не следует, что услуги по бункеровке судов пресной водой исключаются из данных услуг.
Следовательно, общество правомерно не облагало спорные операции налогом.
Основываясь на изложенном, федеральный арбитражный суд отказал в удовлетворении кассационной жалобы налогового органа и оставил без изменения решение суда первой инстанции.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 апреля 2004 г. N Ф03-А51/04-2/671
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании