Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 30 июля 2004 г. N Ф03-А73/04-1/1748
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу финансового управления Администрации г. Амурска с Амурским районом на постановление от 05.01.2004 по делу N А73-6265/2003-33 (АИ-1/1412) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску муниципального унитарного предприятия "Многоотраслевое жилищное ремонтно-эксплуатационное управление с. Вознесенское" к МУЗ "Амурская районная больница" о взыскании 671929 руб. 99 коп.
В соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление мотивированного постановления кассационной инстанции откладывалось до 30.07.2004.
Муниципальное унитарное предприятие "Многоотраслевое жилищное ремонтно-эксплуатационное управление села Вознесенское" (далее - МУП "МЖРЭУ с. Вознесенское") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к муниципальному учреждению здравоохранения "Амурская районная больница" отдела здравоохранения Администрации г. Амурска и Амурского района (далее - МУЗ "Амурская районная больница") о взыскании 671920 руб. 99 коп., составляющих 522683 руб. 88 коп. - основной долг и 149237 руб. 11 коп. - пени за просрочку платежа по договорам оказания коммунальных услуг от 29.12.2001, от 03.01.2003.
На основании определений от 10.09.2003, от 08.10.2003 арбитражным судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: финансовое управление Администрации г. Амурска и Амурского района и отдел здравоохранения Администрации г. Амурска и Амурского района.
Решением от 27.10.2003, оставленным без изменений постановлением апелляционной инстанции от 05.01.2004, в пользу МУП "МЖРЭУ с. Вознесенское" с МУЗ "Амурская районная больница" отдела здравоохранения Администрации г. Амурска и Амурского района (финансовое управление) взыскано 522683 руб. 99 коп., в остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым постановлением от 05.01.2004, финансовое управление Администрации г. Амурска и Амурского района обжаловало его в кассационном порядке в части неправомерного взыскания с ответчика государственной пошлины.
По мнению заявителя, финансовое управление является структурным подразделением администрации с правами юридического лица и соответственно относится к органам местного самоуправления, поэтому в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине" должно быть освобождено от ее уплаты. Указывает на то, что в гражданско-правовом отношении финансовое управление не является непосредственно стороной.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, участия своих представителей в судебном заседании суда кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив законность обжалуемого судебного акта с учетом доводов заявителя кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований к его отмене, исходя из следующего.
В силу рекомендаций, изложенных в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.03.1997 N 6 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине" на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах. Указанные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины и при обращении в арбитражные суды с апелляционными и кассационными жалобами на решения, определения и постановления, в том числе и тогда, когда они выступают в арбитражном процессе в качестве ответчиков.
Однако, если названные органы обращаются в арбитражные суды с исковыми заявлениями, апелляционными и кассационными жалобами по делам, связанным с их участием в гражданско - правовых отношениях в качестве учреждений, они обязаны уплачивать государственную пошлину в установленном порядке.
Правоотношения сторон в настоящем споре возникли ввиду ненадлежащего исполнения ответчиком (учреждением) своих обязательств по договорам на оказанием коммунальных услуг в результате его недофинансирования собственником имущества которым является Администрация г. Амурска и Амурского района, привлеченная судом в качестве субсидиарного ответчика на основании статьи 120 ГК РФ. В соответствии со статьей 1071 ГК РФ от имени казны муниципального образования выступают соответствующие финансовые органы.
В этой связи выводы суда апелляционной инстанции в части взыскания государственной пошлины с Администрации г. Амурска и Амурского района в лице ее финансового органа не противоречат действующему законодательству, поэтому основания для отмены или изменения обжалуемого в части постановления отсутствуют.
В соответствии с правилами статьи 110 АПК РФ государственная пошлина по кассационной жалобе в сумме 50 руб. подлежит взысканию в доход федерального бюджета с финансового управления Администрации г. Амурска и Амурского района.
Руководствуясь статьями 110, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление от 05.01.2004 по делу N А73-6265/2003-33 (АИ-1/1412) Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с финансового управления Администрации г. Амурска и Амурского района государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 50 рублей в доход федерального бюджета.
Арбитражному суду Хабаровского края выдать исполнительный лист.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 5 Закона РФ от 09.12.1991 г. N 2005-1 "О государственной пошлине" от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов.
Решением суда с финансового управления администрации муниципального образования взыскана сумма основного долга и государственная пошлина в связи с неисполнением муниципальным учреждением обязанностей по договору оказания коммунальных услуг.
Посчитав данное решение неправомерным в части взыскания государственной пошлины, управление обратилось в апелляционную инстанцию, которая отклонила его требования.
Рассматривая настоящее дело в связи с кассационной жалобой финансового управления, федеральный арбитражный суд исходил из того, что согласно п.2 постановления Пленума ВАС РФ от 20.03.1997 г. N 6 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства РФ о государственной пошлине" если органы местного самоуправления обращаются в арбитражные суды с исковыми заявлениями (заявлениями) по делам, связанным с их участием в гражданско-правовых отношениях в качестве учреждений, они обязаны уплатить государственную пошлину в установленном порядке.
В связи с этим необходимо иметь в виду, что в рассматриваемом случае спор возник в связи с неисполнением муниципальным учреждением обязательств, вытекающих из гражданско-правового договора.
Кроме того, согласно ст.1071 ГК РФ при возмещении вреда за счет казны муниципального образования от имени последней выступают финансовые органы.
Таким образом, взыскание государственной пошлины с финансового управления местной администрации правомерно.
Основываясь на вышеизложенном, федеральный арбитражный суд отказал в удовлетворении кассационной жалобы управления и оставил постановление апелляционной инстанции в силе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 июля 2004 г. N Ф03-А73/04-1/1748
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании