Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Биробиджану Еврейской автономной области на постановление от 24.03.2004 по делу N А16-60/2004-3 Арбитражного суда Еврейской автономной области, по заявлению индивидуального предпринимателя Б.И. к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Биробиджану Еврейской автономной области о признании незаконными действий (бездействия) налогового органа и возмещении ущерба.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление в полном объеме изготовлено 02.08.2004.
Индивидуальный предприниматель Б.И. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Биробиджану Еврейской автономной области (далее - ИМНС РФ по г. Биробиджану, налоговый орган) по начислению пени в сумме 2322 руб. 18 коп. и взысканию причиненного ущерба в размере 28161 руб. 66 коп.
Решением арбитражного суда от 13.02.2004 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что ввиду указания предпринимателем неверного кода бюджетной классификации суммы налога, перечисленные им, в бюджет не поступили, в связи с чем последний признан судом неуплатившим в установленном порядке налоговый платеж.
Постановлением апелляционной инстанции от 24.03.2004 решение суда отменено в части: действия налогового органа по начислению пени и бездействие, выразившееся в невыставлении требований, предусмотренных статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, и несообщении налогоплательщику сведений о переплате, предусмотренных пунктом 3 статьи 78 Налогового кодекса РФ, признаны незаконными. В остальной части решение оставлено без изменения.
Законность принятого Арбитражным судом Еврейской автономной области постановления апелляционной инстанции проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по кассационной жалобе ИМНС РФ по г. Биробиджану, считающей, что судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права, в связи с чем налоговый орган просит постановление апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы суда апелляционной инстанции о бездействии налогового органа, выразившемся в невыставлении требования об уплате налога и несообщении налогоплательщику сведений о переплате, противоречат налоговому законодательству.
Отзыв на кассационную жалобу предпринимателем не представлен.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, участия в рассмотрении кассационной жалобы не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и норм процессуального права, суд кассационной инстанции не установил законных оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, предприниматель с первого квартала 2003 года применяет упрощенную систему налогообложения. В соответствии с положениями статей 346.14, 346.20 Налогового кодекса РФ в качестве объекта налогообложения выбраны доходы, с налоговой ставкой 6%. Налог ежеквартально перечислялся предпринимателем на счет Управления Федерального казначейства Российской Федерации по Еврейской автономной области с указанием кода бюджетной классификации 1030120.
Федеральным законом от 06.05.2003 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" N 53-ФЗ введены новые коды, в частности, код 1030110 - Единый налог, распределяемый по уровням бюджетной системы Российской Федерации, и код 1030120 - Единый минимальный налог, зачисляемый в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Доводы налогового органа о том, что неправильное указание налогоплательщиком кода бюджетной классификации влечет признание неисполненной обязанности по уплате налога и образует задолженность перед соответствующим бюджетом, правомерно признаны судом апелляционной инстанции не основанными на законе, исходя из следующего.
Исполнение обязанности по уплате единого налога не ставится в зависимость от правильности указания кода бюджетной классификации, поскольку, согласно положениям статьи 346.22 Налогового кодекса РФ, суммы налога зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с положениями статьи 6 Закона РФ от 21.03.1991 "О налоговых органах Российской Федерации" N 943-1 к главным задачам налоговых органов отнесено осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации.
Статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации на налоговый орган возложена обязанность по направлению налогоплательщику требования об уплате налога и сбора. Согласно положениям статьи 70 Кодекса, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога.
В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 78 Налогового кодекса РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта.
Из материалов дела следует, что указанные действия ИМНС РФ по г. Биробиджану в установленный Налоговым кодексом РФ срок совершены не были.
Исходя из вышеизложенного, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о незаконности действий налогового органа по начислению пени и бездействия, выразившегося в невыставлении требований, предусмотренных статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, и несообщении налогоплательщику сведений о переплате, предусмотренных пунктом 3 статьи 78 Налогового кодекса РФ.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта, так как судом апелляционной инстанций правильно применены нормы материального и нормы процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 24.03.2004 по делу N А16-60/2004-3 Арбитражного суда Еврейской автономной области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статьей 346.22 НК РФ предусмотрено, что суммы единого налога зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
По мнению налогового органа, неправильное указание налогоплательщиком кода бюджетной классификации влечет признание неисполненной его обязанности по уплате единого налога, образует задолженность перед соответствующим бюджетом и влечет начисление пени.
В связи с этим при рассмотрении дела следовало установить, считается ли в данном случае индивидуальный предприниматель не уплатившим в установленном порядке налоговый платеж.
Суд указал, что, исходя из положений ст. 346. 22 НК РФ исполнение обязанности по уплате единого налога не ставится в зависимость от правильности указания кода бюджетной классификации.
Исследовав материалы дела, суд сделал вывод, что предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, являлся плательщиком единого налога, который он уплачивал на счет Управления Федерального казначейства с указанием кода бюджетной классификации 1030120. Федеральным законом от 06.05.2003 N 53-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О бюджетной классификации РФ" введены новые коды, в частности код 1030110 - Единый налог, распределяемый по уровням бюджетной системы РФ, и код 1030120 - Единый минимальный налог, зачисляемый в бюджеты государственных внебюджетных фондов. Однако, учитывая, что уплаченный налогоплательщиком налог поступил в бюджет, суд указал, что оснований для начисления пеней нет.
На основании вышеизложенного, суд поддержал позицию предпринимателя, состоявшееся по делу постановление апелляционной инстанции оставил без изменения, кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 2 августа 2004 г. N Ф03-А16/04-2/1875 "Неправильное указание налогоплательщиком кода бюджетной классификации не влечет признание неисполненной обязанности по уплате налога и не образует задолженность перед соответствующим бюджетом"
Текст Постановления опубликован в журнале "Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России", сентябрь-декабрь 2004 г., N 3
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании