Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 3 августа 2004 г. N Ф03-А04/04-1/2053
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Амурской области на решение от 05.04.2004 по делу N А04-171/04-11/2 Арбитражного суда Амурской области, по иску Домоуправления N 1 Серышевской квартирно-эксплуатационной части к Финансовому управлению Администрации Серышевского района, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Амурской области, Финансовому департаменту Администрации Амурской области о взыскании 310136 рублей 26 копеек.
В соответствии со ст. 176 АПК РФ изготовление мотивированного постановления откладывалось до 03.08.2004.
Домоуправление N 1 Серышевской квартирно-эксплуатационной части (далее - ДУ N 1 Серышевской КЭЧ) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском о взыскании с Финансового управления Администрации Серышевского района, Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Амурской области. Финансового департамента Администрации Амурской области 310138 рублей 26 копеек убытков в связи с предоставлением льгот отдельной категории граждан за период с 01.11.2001 по 30.09.2003.
До принятия решения по делу истец уточнил свои требования и просил взыскать 369985 рублей 46 копеек убытков.
Решением суда от 05.04.2004 иск удовлетворен в полном объеме за счет казны РФ в лице Министерства финансов РФ. В отношении других ответчиков в иске отказано.
Принимая его, первая инстанция установила, что средства из федерального бюджета в 2001-2003 годах местному бюджету и бюджету области на реализацию ФЗ "О ветеранах" не направлялись, а средств выделенных из Фонда финансовой помощи регионам, было недостаточно для выполнения государственных полномочий Администрацией Серышевского района и Администрацией Амурской области.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Правильность судебного акта проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по заявлению Министерства финансов РФ в лице УФК по Амурской области, считающего его незаконным.
Заявитель полагает, что судом ошибочно определен источник-финансирования для реализации ФЗ "О ветеранах" - федеральный бюджет, поскольку рядом указанных законов обязательство по возмещению истцу соответствующих расходов возложено на субъект РФ за счет собственных средств.
Более того, как указывает он, средства на реализацию ФЗ "О ветеранах" передавались Амурской области в порядке межбюджетных отношений, установленных Методикой распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ на 2002 и 2003 годы.
Поэтому Минфин РФ просит решение отменить и принять новое об отказе в отношении его в иске.
Остальные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, отзывы на кассационную жалобу не представили.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция находит кассационную жалобу безосновательной.
Как усматривается из материалов дела, ДУ N 1 Серышевской КЭЧ при оплате за жилье и коммунальные услуги, оказанные отдельным категориям граждан (ветеранам) за период с 01.11.2001 по 31.12.2003 во исполнение ФЗ "О ветеранах" учитывало льготу в размере 50% от их стоимости.
Всего за названый период истец понес расходы на общую сумму 417071 рубль 89 копеек, что подтверждается находящимися в деле списками лиц, получивших льготу, актами сверки взаимных расчетов между ДУ N 1 Серышевской КЭЧ и отделом социальной защиты населения и не оспаривается сторонами.
Невозмещение этих расходов истцу послужило основанием для предъявления названных требований.
Статьей 10 ФЗ "О ветеранах" в редакции от 02.01.2000 N 40-ФЗ в качестве источника финансирования для реализации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам назван бюджет субъекта РФ. расходы которого учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджета субъекта РФ и имеют целевое назначение.
Федеральными законами "О федеральном бюджете на 2001, 2002, 2003 годы" расходных статей, предусматривающих целевое выделение денежных средств в бюджеты субъектов РФ на реализацию льгот по ФЗ "О ветеранах" не утверждалось.
Судом было установлено, что в 2001 году из Федерального фонда компенсаций в виде субвенций и субсидий бюджету Амурской области распределялось 111499 тысяч рублей, из которых по Закону Амурской области "Об областном бюджете на 2001 год" от 08.04.2002 N 96-ОЗ Серышевскому району выделено 2070 тысяч рублей.
В 2002, 2003 годах из этого же фонда областному бюджету выделялось соответственно 283737 тысяч рублей и 423613 тысяч рублей, из которых до местного бюджета Законами Амурской области "Об областном бюджете на 2002, 2003 годы" доведено соответственно 9105 тысяч рублей и 18477 тысяч рублей.
Денежные средства передавались в порядке межбюджетных отношений и Методикой распределения средств Фонда финансовой поддержки субъектов РФ, утвержденной Постановлениями Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 - на 2001 год и от 15.08.2001 N 584 - на 2002, 2003 годы, через регулирующие доходы путем закрепления в доходы бюджетов 100% суммы федерального налога на доходы физических лиц.
Однако, указаний о выделении средств целевым назначением в нижестоящие бюджеты на реализацию ФЗ "О ветеранах" данные нормативные акты не содержали.
Финансовым управлением Администрации Серышевского района были предоставлены расчеты отдела социальной защиты населения, где сообщалось о потребности района в средствах на предоставление рассматриваемых льгот, в частности на эти цели в 2001 году необходимо было 13007 тысяч рублей, в 2002 году - 21131,6 тысяч рублей, в 2003 году - 18182,4 тысячи рублей.
Проанализировав эти сведения, арбитражный суд сделал вывод о значительном превышении фактической потребности бюджета Серышевского района для покрытия расходов на реализацию ФЗ "О ветеранах" по сравнению с выделенными средствами из федерального бюджета, что не подлежит переоценке в кассационной инстанции согласно п. 2 ст. 287 АПК РФ.
Доказательств нецелевого использования бюджетных средств Минфин РФ не представил и из материалов дела не усматривается.
Доводы последнего о том, что финансирование расходов на реализацию льгот по социальной защите ветеранов в части, отнесенной законом к полномочиям субъекта РФ, должно осуществляться самим субъектом из источников, формируемых за счет собственных средств, не соответствует статьям 84, 130 Бюджетного кодекса РФ о целевом направлении средств федерального бюджета на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти.
Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств но финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которого осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах представленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов.
Поскольку переданные на нижестоящие уровни государственной власти государственные полномочия по реализации льгот. предусмотренных ФЗ "О ветеранах" не обеспечены в полной мере из федерального бюджета финансовыми средствами в нарушение ст. 132 Конституции РФ, статей 84, 87, 130 Бюджетного кодекса РФ, статей 6, 38, 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", то взыскание отыскиваемых истцом убытков за счет казны РФ произведено арбитражным судом правомерно на основании статей 16, 1069 ГК РФ.
При таких обстоятельствах оснований для изменения решения от 05.04.2004 и удовлетворения кассационной жалобы у кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 05.04.2004 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-171/04-11/2 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 августа 2004 г. N Ф03-А04/04-1/2053
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании