Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 27 июля 2004 г. N Ф03-А51/04-1/1928
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Приморскому краю на решение от 27.02.2004, постановление от 05.05.2004 по делу N А51-4282/03 5-207 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Дальэнерго" в лице Хасаиского отделения "Дальэпергосбыт" к Муниципальному образованию Хасанского района Приморского края, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ, Администрации Приморского края о взыскании 32974 руб. 35 коп.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление мотивированного постановления в полном объеме откладывалось до 27 июля 2004 года.
Открытое акционерное общество "Дальэнерго" в лине Хасапского отделения "Дальэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Приморского края к муниципальному образованию Хасанского района Приморского края о взыскании 32974 руб. 35 коп., составляющих расходы, связанные с предоставлением льготы по оплате за электроэнергию гражданам в соответствии с ФЗ "О ветеранах" в 2002 году.
Суд до принятия решения по ходатайству истца привлек в качестве ответчиков: Министерство финансов РФ, Администрацию Приморского края, департамент финансов Администрации Приморского края.
Решением от 27.02.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.05.2004. исковые требования истца удовлетворены путем взыскания 32836 руб. 50 коп. убытков с казны Российской Федерации в лице Минфина РФ.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 АПК РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ в лине Управления федерального казначейства по Приморскому краю, в которой заявитель просит отменить их, считая, что суд необоснованно возместил убытки за счет казны РФ.
При этом заявитель ссылается на неправильное применение судом пункта 2 статьи 10 ФЗ "О ветеранах", предусматривающей нелевое финансирование из федерального бюджета расходов на реализацию установленных Законом льгот гражданам в бюджеты субъектов федерации по факту наличия у субъекта таких расходов, что и означает предусмотренный данной нормой права порядок финансирования путем взаиморасчетов федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации.
Кроме того, как полагает заявитель, толкуя данную норму права. указанные расходы учитываются при расчете финансовой помощи субъектам РФ из федерального фонда финансовой поддержки.
Заявитель также ссылается на необоснованное включение в стоимость услуг, предъявленных к возмещению, налога на добавленную стоимость.
В заседание суда участники судебного процесса, несмотря на надлежащее извещение, не явились.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, не находит оснований к отмене судебных актов, считая их законными и обоснованными, а кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, в ноябре-декабре 2002 года истец в соответствии с ФЗ "О ветеранах" и во исполнение заключенного с администрацией МО Хасаиского района 26.07.2002 договора, предоставил в 2002 году льготы по оплате за электроэнергию - ветеранам, имеющим право на 50% скидку на сумму 32974 руб. 35 коп.
Удовлетворяя на основании статей 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ требования истца за счет казны Российской Федерации судебные инстанции правомерно руководствовались статьей 10 ФЗ "О ветеранах", предусматривающей учет расходов органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления. связанных с предоставлением льгот ветеранам при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации, имеющих целевое назначение.
При этом порядок возмещения указанных расходов утверждается Правительством РФ. Однако Правительством РФ не определен порядок возмещения расходов бюджета субъекта РФ на реализацию льгот по указанному Закону.
Вместе с тем, Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительных расходов без предоставления источников финансирования.
С учетом изложенного, доводы заявителя кассационной жалобы. необоснованны.
Как правильно установлено судом, финансирование на реализацию льгот, установленных ФЗ "О ветеранах", из федерального бюджета в бюджет Приморского края не производилось.
Указанное подтверждается ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" N 194-ФЗ от 30.12.2001, согласно статей 54-57 которого данные расходы в составе расходов федерального бюджета на 2002 год не утверждались.
Не предусмотрены они как отдельный вид расходов и в составе финансовой помощи из федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации согласно Приложению N 11 К ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год".
Вместе с тем, статьей 27 Закона Приморского края "О краевом бюджете на 2002 год" от 26.11.2002 N 174 в составе расходов бюджета Приморского края утверждены финансовые средства для передачи муниципальным образованиям на выполнение ими государственных полномочий по реализации ФЗ "О ветеранах", в том числе, и в части льгот по оплате коммунальных услуг в сумме 252866 тыс. руб., из которых Хасанскому району 2028 тыс. руб. Потребность края для реализации данного Закона в 2002 году составляла 3435,5 млн. руб., из них на жилищно-коммунальные услуги - 1394,9 млн. руб.
Указанные средства перечислены энергоснабжающим организациям.
Поскольку бюджету субъекта РФ по Приморскому краю в 2002 году из федерального бюджета средства для исполнения ФЗ "О ветеранах" не передавались, суд правомерно, в соответствии со статьями 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ, удовлетворил требования истца в сумме 32836 руб. 50 коп. за счет казны РФ в лице Министерства финансов РФ.
Ссылка заявителя на включение истцом в стоимость компенсации налога на добавленную стоимость не подтверждается материалами дела, кроме того, сумма иска составляет 50% стоимости, выставляемой физическим лицам за потребленную тепловую энергию, которые не являются плательщиками этого налога.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 27.02.2004 и постановление от 05.05.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-4282/03 5-207 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 июля 2004 г. N Ф03-А51/04-1/1928
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании