Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 30 июля 2004 г. N Ф03-А51/04-1/2102
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Администрации Приморского края и департамента финансов Администрации Приморского края - юрисконсульт Булгакова Е.А. по доверенностям N 24-01-06 от 14.08.2003, N 11-25/4267 от 16.09.2003, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства Финансов РФ в лице Управления федерального казначейства Минфина РФ по Приморскому краю на решение от 23.01.2004, постановление от 23.03.2004 по делу N А51-15856/2003 22-467 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Дальэнерго" в лице Владивостокского отделения Дальэнергосбыта к Администрации г. Владивостока Приморского края, Министерству Финансов Российской Федерации, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Администрации Приморского края, финансовому управлению Администрации г. Владивостока о взыскании 3166014,94 рублей.
В соответствии со ст. 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ изготовление мотивированного постановления кассационной инстанции складывалось до 30.07.2004.
Открытое акционерное общество "Дальэнерго" в лице Владивостокского отделения Дальэнергосбыта обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации г. Владивостока Приморского края, Министерству Финансов Российской Федерации, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Администрации Приморского края, финансовому управлению Администрации г. Владивостока о взыскании 3166014,94 руб. убытков, возникших в связи с предоставлением в марте-декабре 2001 года льгот по оплате тепловой энергии гражданам в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
До принятия решения по делу истец на основании ст. 49 АПК РФ уменьшил размер исковых требований в связи с исключением из суммы иска НДС и просил взыскать 2638345,78 руб.
Решением суда от 23.01.2004 требования истца удовлетворены путем взыскания 2638345,78 руб. с казны Российской Федерации в лице Минфина РФ.
Постановлением апелляционной инстанции от 23.03.2004 решение оставлено без изменения.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статьей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю, которое просит отменить решение и постановление Арбитражного суда Приморского края, как необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, ОАО "Дальэнерго" за счет собственных средств в период с марта по декабрь 2001 года в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов" предоставило гражданам, имеющим право на 50% скидку, льготы по оплате тепловой энергии.
В связи с предоставлением указанных льгот истец не получил доход в сумме 2638345,78 руб., не возмещенной государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов, что явилось основанием обращения с настоящим иском.
Согласно ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 N 181-ФЗ инвалиды всех категорий и семьи, имеющие детей-инвалидов, имеют право на получение скидки при оплате жилищно-коммунальных услуг не ниже 50%.
Источник финансирования данных льгот настоящий Закон не определил.
Постановлением Правительства РФ N 901 от 27.07.1996 (п. 16), изданным во исполнение указанного Закона, предусмотрено, что льготы возмещаются в порядке, установленном субъектом РФ и органами местного самоуправления.
Указанное Постановление также не называет источник финансирования этих льгот.
Вместе с тем, Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительных расходов без предоставления источников финансирования.
Исходя из ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.01.1999 (действующим до 07.07.2003) финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 утвержден "Порядок предоставления и расходования в 2001 году средств фонда компенсаций на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Как установлено судом на основе анализа Законов Приморского края "О краевом бюджете на 2001 год" от 20.04.2001 N 135-КЗ, "Об исполнении краевого бюджета за 2001 год", а также приложений к ним, финансовые средства, поступившие субъекту из Фонда компенсаций федерального бюджета на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в размере 151931 тыс. руб., в том числе г. Владивостоку - 12414 тыс. руб., направлены на исполнение названного Закона.
Доказательств нецелевого использования указанных средств Министерство финансов РФ не представило.
Поскольку органами государственной власти не обеспечено финансовыми средствами в полном объеме исполнение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", судом правомерно возмещены истцу убытки за счет казны Российской Федерации.
В соответствии со ст. 125 Гражданского кодекса РФ гражданская правоспособность Российской Федерации, субъекта РФ, муниципальных образований осуществляется через их органы, в соответствии с компетенцией последних.
Как разъяснено в п. 12 Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 в случае предъявления истцом требований о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, ответчиками по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект РФ или муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
Указанное не противоречит статье 10 Бюджетного кодекса РФ, а также Положению о Министерстве финансов РФ, согласно которому Минфин РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
В связи с чем доводы Минфина РФ о необоснованном возложении на него ответственности несостоятельны.
Поскольку решение и постановление суда приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, оснований для их отмены либо изменения и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 23.01.2004, постановление от 23.03.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-15856/03 22-467 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 июля 2004 г. N Ф03-А51/04-1/2102
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании