Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 13 июля 2004 г. N Ф03-А51/04-1/1759
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: директор Салий Е.К. (паспорт 0503 316991 от 10.01.2003), бухгалтер Салий С.А. (доверенность N 05 от 05.07.2004), рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 12.02.2004, постановление от 06.04.2004 по делу N А51-9328/2003 27-300 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Уссурийское межрайонное топливоснабжающее предприятие" к администрации МО г. Уссурийск и Уссурийский район, Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю, третье лицо Департамент финансов Администрации Приморского края о взыскании 2122600 рублей.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме отложено до 13.07.2004.
Открытое акционерное общество "Уссурийское межрайонное топливоснабжающее предприятие" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к администрации МО г. Уссурийск и Уссурийский район о взыскании 2122600 руб. расходов, связанных с предоставлением льгот по отпуску топлива гражданам в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ФЗ "О ветеранах".
В порядке ст. 49 АПК РФ истец в связи с получением на указанную статью расходов от администрации МО г. Уссурийск и Уссурийский район суммы 288585,50 руб., уменьшил размер исковых требований до 1834014 руб. 50 коп., из которых 298219,12 руб. составили расходы на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", 660818,07 руб. - на покрытие расходов в соответствии с ФЗ "О ветеранах", а также уточнил период задолженности январь-декабрь 2002 года (инвалиды), январь 2001 - декабрь 2002 (ветераны).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, к участию в деле привлечен департамент финансов Администрации Приморского края.
В процессе рассмотрения спора к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Администрация Приморского края, Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю.
Решением от 12.02.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.04.2004, исковые требования ОАО "Уссурийское межрайонное топливоснабжающее предприятие" удовлетворены путем взыскания 1834014 руб. 50 коп. с казны Российской Федерации в лице Минфина РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан (ветераны, инвалиды), предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 N 181, ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5, выделялись не в полном объеме.
В иске к остальным ответчикам отказано.
Не согласившись с принятыми по делу решением от 12.02.2004 и постановлением от 06.04.2004 Министерство финансов РФ в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что Постановлением Губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387 утвержден Порядок возмещения жилищно-коммунальным, топливно- и газоснабжающим организациям, управлению вневедомственной охраны УВД Приморского края расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот, который устанавливает, что финансирование данных расходов производится за счет средств краевого бюджета.
Указывает на то, что субъекту федерации - Приморский денежные средства на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" были выделены в предусмотренном ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" объеме, что подтверждается Законом Приморского края от 26.11.2001 N 174-КЗ "О краевом бюджете на 2002 год".
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив законность, принятых по делу решения и постановления, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для их отмены, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, 01.06.2001 между администрацией МО г. Уссурийск и Уссурийский район и открытым акционерным обществом "Уссурийское межрайонное топливоснабжающее предприятие" на срок с 01.06.2001 заключены два договора о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот на приобретение гражданами топлива с 50% скидкой в соответствии с ФЗ "О ветеранах" и с ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" (с 01.01.2002 сроки указанных договоров пролонгированы).
В связи с наличием невозмещенных расходов по предоставленным льготам ветеранам и инвалидам в спорные периоды, ОАО "Уссурийское межрайонное топливоснабжающее предприятие" обратилось с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанции правомерно руководствовались статьей 10 ФЗ "О ветеранах", статьей 4 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", предусматривающими возмещение расходов на реализацию указанных льгот за счет федерального бюджета.
Постановлениями Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 и от 15.08.2001 N 584 предусмотрено, что на субъект РФ может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Как видно из материалов дела, Постановлением Губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387 утвержден Порядок возмещения жилищно-коммунальным, топливно-газоснабжающим организациям, управлению вневедомственной охраны УВД Приморского края расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот в соответствии с ФЗ "О ветеранах", который устанавливает финансирование указанных расходов из средств краевого бюджета и дотаций Приморскому краю на возмещение потерь в связи с изменением объема и порядка формирования фонда компенсаций, поступающих из федерального бюджета, в порядке передачи субвенций муниципальным образованиям края.
Судом установлено, что расходы на реализацию ФЗ "О ветеранах" в составе расходов федерального бюджета в ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" N 150 от 27.12.2000, ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" N 194 от 30.12.2001 не утверждались, так же как и не предусматривались как отдельный вид расходов в составе финансовой помощи из федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
В соответствии с Приложениями N 7 к Законам Приморского края "О краевом бюджете на 2001 год", "О краевом бюджете на 2002 год" на реализацию государственных полномочий по расходам на приобретение и доставку топлива для исполнения ФЗ "О ветеранах" бюджету муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район в 2001 году из края выделялось 1788000 руб., в 2002 году - 1899000 рублей.
Представленные в материалах дела доказательства подтверждают распределение поступивших из бюджета Приморского края средств организациям муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район, непосредственно предоставляющим льготы на основании ФЗ "О ветеранах", в запланированном объеме (Приложения N 5 к Законам Приморского края "Об исполнении краевого бюджета за 2001 год", "Об исполнении краевого бюджета за 2002 год").
Таким образом, Приморский край как субъект федерации предусмотрел в составе расходов за счет собственных средств расходы на реализацию ФЗ "О ветеранах" в пределах своих финансовых возможностей.
Согласно п. 2 ст. 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 28.08.1995 N 154 органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Пунктом 4 статьи 130, ст.ст. 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 Постановления Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 установлено Министерство финансов РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что в спорный период расходы по предоставлению льгот, установленных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" утверждены в ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" и переданы Приморскому краю в сумме 160752000 руб.
Так муниципальному образованию г. Уссурийск и Уссурийский район на указанные цели в 2002 году выделено из краевого бюджета 6487000 руб., из которых на компенсацию льгот по оплате топлива перечислено 536000 руб.
Доказательств нецелевого использования субъектом федерации - Приморский, равно как и муниципальным образованием г. Уссурийск и Уссурийский район данных денежных средств в деле не имеется.
Поскольку объем переданных субвенций и дотаций органами государственной власти РФ не покрывает расходы на предоставление льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", то арбитражный суд правомерно возложил ответственность за причиненные истцу убытки на Министерство финансов РФ и удовлетворил иск за счет казны РФ согласно ст.ст. 16, 1069 ГК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 12.02.2004 и постановление апелляционной инстанции от 06.04.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-9328/03 27-300 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 июля 2004 г. N Ф03-А51/04-1/1759
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании