Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 17 октября 2003 г. N Ф03-А59/03-2/2416
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Охинскому району Сахалинской области на решение от 28.04.2003, постановление от 21.07.2003 по делу N А59-1087/03-С24 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению гражданина-предпринимателя Р.Н., город Оха к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Охинскому району Сахалинской области о признании незаконным и отмене постановления от 28.02.2003 N 15-ККМ.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось.
Предприниматель, осуществляющая свою деятельность без образования юридического лица, Р.Н. (далее - предприниматель), обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 28.02.2003 N 15-ККМ Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Охинскому району Сахалинской области (далее - инспекция по налогам и сборам) о назначении административного наказания.
Решением от 28.04.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.07.2003, требования заявителя удовлетворены в полном объеме. Судебные акты мотивированы тем, что, осуществляя торговлю продовольственными товарами с открытого прилавка на территории крытого рынка, предприниматель правомерно осуществляла денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовой машины на основании подпункта "е" пункта 2 Перечня отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденного Постановлением Совета Министров РФ от 30.07.1993 N 745 (далее - Перечень).
Правильность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ по кассационной жалобе инспекции по налогам и сборам, которая просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить как принятые с нарушением норм материального права. Доводы заявителя жалобы сводятся к тому, что торговое место, с которого осуществлялась реализация продукции, не отвечает требованиям подпункта "е" пункта 2 Перечня.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель отклоняет требования, изложенные в ней, и просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, поскольку они, по ее мнению, являются законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали.
Проверив законность принятых по делу судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для их отмены не установил.
Как следует из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам проведена проверка соблюдения предпринимателем (свидетельство о госрегистрации от 21.11.1994 N 849) положений Закона Российской Федерации от 18.06.1993 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон РФ от 18.06.1993 N 5215-1) при осуществлении ею торговли продовольственными товарами на торговом месте N 7 в крытом рынке МУП "Рынок "Центральный", расположенном на улице Карла Маркса, 25 в городе Охе. По результатам проверки 26.02.2003 составлены акт проверки, акт проверочной закупки N 65 06/К 030-03 и протокол об административном правонарушении N 15, которыми зафиксировано, что при продаже мяса мороженного - говядины на сумму 102 руб. 50 коп. контрольно-кассовая машина не применялась и на данном торговом месте отсутствует. На основании протокола и акта налоговым органом вынесено постановление от 28.02.2003 N 15-ККМ по делу о назначении административного наказания, согласно которому на предпринимателя наложен штраф в 30-кратном размере минимальной оплаты труда в сумме 3000 руб., предусмотренный статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с указанной правовой нормой состав правонарушения образует продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.
Не согласившись с названным выше постановлением, предприниматель обратилась в арбитражный суд о признании его незаконным.
Судом обеих инстанций правомерно признано оспариваемое постановление налогового органа незаконным, поскольку суд пришел к выводу о наличии у предпринимателя права не применять контрольно-кассовую машину при осуществлении денежных расчетов с населением, при этом суд сослался в качестве обоснования своих выводов на следующие правовые акты.
Закон РФ от 18.06.1993 N 5215-1, статьей 1 которого предусмотрено, что при осуществлении торговых операций или оказании услуг денежные расчеты с населением производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) с обязательным применением контрольно-кассовой машины, Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 30.07.1993 N 745 (с последующими изменениями), утвердившее вышеупомянутый Перечень.
Согласно подпункту "е" пункта 2 данного Перечня, предприятия (индивидуальные предприниматели) вправе не применять контрольно-кассовые машины при осуществлении торговли, в том числе на рынках, на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся на этих территориях магазинов, павильонов, киосков, палаток, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест, а также открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами. Следовательно, при осуществлении торговли продовольственными товарами с открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений предприятия (предприниматели) вправе не применять контрольно-кассовые машины.
Обстоятельства дела, установленные судебными инстанциями, свидетельствуют о том, что предприниматель осуществляла торговлю продовольственными товарами в крытом рынке с открытого стационарного прилавка, что является основанием согласно подпункту "е" пункта 2 Перечня для неприменения контрольно-кассовой машины.
Инспекцией по налогам и сборам не представлено доказательств, подтверждающих позицию налогового органа об осуществлении предпринимателем торговли из магазина, павильона, киоска, палатки и иных аналогичных помещений, упомянутых в Перечне, исключающих возможность неприменения предпринимателем контрольно-кассовой машины.
При таких обстоятельствах налоговый орган неправомерно привлек предпринимателя Ручкину Н.Т. к ответственности за неприменение контрольно-кассовой машины при осуществлении денежных расчетов с населением, в связи с чем арбитражный суд обоснованно удовлетворил заявленные требования предпринимателя о признании незаконным и отмене постановления от 28.02.2003 N 15-ККМ о назначении административного наказания.
На основании изложенного решение и постановление апелляционной инстанции являются законными и отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 28.04.2003, постановление апелляционной инстанции от 21.07.2003 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-1087/03-С24 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подпункту "е" пункта 2 данного Перечня, предприятия (индивидуальные предприниматели) вправе не применять контрольно-кассовые машины при осуществлении торговли, в том числе на рынках, на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся на этих территориях магазинов, павильонов, киосков, палаток, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест, а также открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами. Следовательно, при осуществлении торговли продовольственными товарами с открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений предприятия (предприниматели) вправе не применять контрольно-кассовые машины.
Обстоятельства дела, установленные судебными инстанциями, свидетельствуют о том, что предприниматель осуществляла торговлю продовольственными товарами в крытом рынке с открытого стационарного прилавка, что является основанием согласно подпункту "е" пункта 2 Перечня для неприменения контрольно-кассовой машины.
Инспекцией по налогам и сборам не представлено доказательств, подтверждающих позицию налогового органа об осуществлении предпринимателем торговли из магазина, павильона, киоска, палатки и иных аналогичных помещений, упомянутых в Перечне, исключающих возможность неприменения предпринимателем контрольно-кассовой машины."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 октября 2003 г. N Ф03-А59/03-2/2416
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании