Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 20 июля 2004 г. N Ф03-А51/04-1/1903
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: начальник юридического отдела Футина Е.А. (доверенность N 108104 от 14.01.2004), ведущий юрисконсульт Кузьминых М.М. (доверенность N 102104 от 05.01.2004), рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 09.02.2004, постановление от 30.03.2004 по делу N А51-8962/03 27-274 Арбитражного суда Приморского края, по иску Краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" к администрации МО г. Арсеньев, Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 2105634,76 рублей.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме отложено до 20.07.2004.
Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" в интересах филиала "Арсеньевский" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к администрации муниципального образования г. Арсеньев с иском о взыскании 2105634,76 рублей, составляющих затраты, понесенные истцом с 01.02.2002 по 31.12.2002 в связи с предоставлением льгот гражданам по оплате коммунальных услуг, предусмотренных ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5.
В процессе рассмотрения спора к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Администрация Приморского края, Министерство финансов РФ.
Истец до принятия решения в порядке ст. 49 АПК РФ уменьшил размер исковых требований до 2046132,12 руб. связи с допущенной ошибкой при расчете суммы предоставленных льгот.
Решением суда от 09.02.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.03.2004, исковые требования КГУП "Примтеплоэнерго" удовлетворены в полном объеме. В иске к остальным ответчикам отказано.
При этом суды обеих инстанций исходили из того, что Министерство финансов РФ не обеспечило субъект РФ - Приморский край финансовыми средствами для реализации в полном объеме понесенных КГУП "Примтеплоэнерго" и другими поставщиками коммунальных услуг расходов, связанных с реализацией льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", и в нарушение п. 2 ст. 10 указанного Закона не учло при формировании федерального бюджета на 2002 отдельной строкой средства целевого назначения для взаиморасчетов с бюджетами субъектов РФ в части расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам.
Отказ в иске к администрации МО г. Арсеньев, департаменту финансов Администрации Приморского края суд мотивировал тем, что свои обязательства по возмещению расходов истца в спорный период указанные ответчики исполнили надлежащим образом.
Не согласившись с принятыми решением от 09.02.2004 и постановлением апелляционной инстанции от 30.03.2004, Министерство финансов РФ в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на п. 2 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О ветеранах", где предусмотрено, что за счет средств бюджетов субъектов РФ возмещаются расходы на оплату жилья и коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда.
Кроме того, указывает на то, что Постановлением Губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387 утвержден Порядок возмещения жилищно-коммунальным, топливно- и газоснабжающим организациям, управлению вневедомственной охраны УВД Приморского края расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот, который устанавливает, что финансирование данных расходов производится за счет средств краевого бюджета.
Полагает, что из федерального бюджета Приморскому краю выделено достаточно денежных средств на реализацию ФЗ "О ветеранах", что подтверждается Законом Приморского края от 26.11.2001 N 174-КЗ "О краевом бюджете на 2002 год".
В судебном заседании кассационной инстанции представители КГУП "Примтеплоэнерго" выразили согласие с принятыми по делу судебными актами и просили оставить их в силе.
Администрация МО г. Арсеньев, Администрация Приморского края, Министерство финансов РФ, надлежаще извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятых судебных актов, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, КГУП "Примтеплоэнерго" за счет собственных средств в феврале-декабре 2002 года предоставляло в соответствии с ФЗ "О ветеранах" льготы в виде 50% скидки по оплате тепло-и водоснабжения жителям муниципального образования г. Арсеньев, в результате чего понесло убытки, которые были возмещены администрацией МО г. Арсеньев.
Всего за указанный период истец предоставил льгот на сумму 12577566,96 рублей, что подтверждается имеющимися в деле документами и не оспаривается сторонами.
Поскольку администрацией МО г. Арсеньев оплачена сумма 10531434,84 рублей, а оставшаяся в размере 2046132,12 рублей не компенсирована, КГУП "Примтеплоэнерго" обратилось с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, суды первой и апелляционной инстанции правомерно руководствовались статьей 10 ФЗ "О ветеранах", предусматривающей возмещение расходов на реализацию указанных льгот за счет федерального бюджета.
Постановлениями Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 и от 15.08.2001 N 584 предусмотрено, что на субъект РФ может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Как видно из материалов дела, Постановлением Губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387 утвержден Порядок возмещения жилищно-коммунальным, топливно-газоснабжающим организациям, управлению вневедомственной охраны УВД Приморского края расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот в соответствии с ФЗ "О ветеранах", который устанавливает финансирование указанных расходов из средств краевого бюджета и дотаций Приморскому краю на возмещение потерь в связи с изменением объема и порядка формирования фонда компенсаций, поступающих из федерального бюджета, в порядке передачи субвенций муниципальным образованиям края.
Судом установлено, что расходы на реализацию ФЗ "О ветеранах" в составе расходов федерального бюджета в ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" N 194 от 30.12.2001 не утверждались, так же как и не предусматривались как отдельный вид расходов в составе финансовой помощи из федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
Приложением N 7 к Закону Приморского края от 07.06.2002 "О краевом бюджете на 2002 год" предусмотрена передача г. Арсеньеву государственных полномочий Приморского края на реализацию ФЗ "О ветеранах" в сумме 14036 рублей. Муниципальным образованием г. Арсеньева денежные средства получены и распределены по целевому назначению на основании отчета об исполнении краевого бюджета на 2002 год.
Доказательств нецелевого использования муниципальным образованием данных средств в деле не имеется.
Таким образом, Приморский край как субъект федерации, несмотря на неисполнение федеральным бюджетом своих обязательств по компенсации расходов, понесенных краевым бюджетом при реализации ФЗ "О ветеранах", предусмотрел в составе расходов за счет собственных средств расходы на реализацию указанного Закона в пределах своих финансовых возможностей.
Согласно п. 2 ст. 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 28.08.1995 N 154 органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Часть 2 статьи 10 ФЗ "О ветеранах" устанавливает, что расходы государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и имеют целевое значение.
Правительством РФ в рассматриваемый период не определен порядок возмещения расходов, понесенных субъектами Федерации и муниципальными образованиями, в связи с предоставлением льгот ветеранам.
Пунктом 4 статьи 130, ст.ст. 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 Постановления Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 установлено Министерство финансов РФ.
Таким образом, суд правомерно возложил ответственность за неисполнение ФЗ "О ветеранах" на Российскую Федерацию в лице Минфина РФ на основании статей 16, 1069 ГК РФ.
На основании изложенного, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 09.02.2004 и постановление апелляционной инстанции от 30.03.2004 по делу N А51-8962/03 27-274 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 июля 2004 г. N Ф03-А51/04-1/1903
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании