Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 12 мая 2003 г. N Ф03-А59/03-1/724
(извлечение)
Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Главного финансового управления Сахалинской области на решение от 23.09.2002, постановление от 17.01.2003 по делу N А59-1911/2001-С-20, А59-1915/2001-С20 Арбитражного суда Сахалинской области, по иску Открытого акционерного общества "Сахалинэнерго" к Финуправлению Администрации МО "Макаровский район", Финуправлению администрации МО "Томаринский район", Главному финуправлению Сахалинской области, Министерство финансов РФ, Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ, 3-и лица: УВД Сахалинской области, Сахалинский областной военный комиссариат, о взыскании 42721,2 рублей.
В соответствии со ст. 176 АПК РФ изготовление мотивирование постановления в полном объеме отложено до 12.05.2003.
Открытое акционерное общество "Сахалинэнерго" обратилось в арбитражный суд Сахалинской области к финансовому управлению администрации Макаровского района о взыскании задолженности в сумме 35495,76 руб. за предоставление военнослужащим и сотрудникам внутренних дел льгот по оплате электроэнергии за период с мая 1998 года по декабрь 2000 года. Кроме того, ОАО "Сахалинэнерго" заявлен иск к финансовому управлению администрации Томаринского района о взыскании задолженности в сумме 7225,44 руб. за предоставление льгот по оплате электроэнергии за указанный период военнослужащим.
Определениями суда от 10.07.2001, 18.10.2001, 30.10.2001 к участию в деле в качестве вторых ответчиков привлечены Финансовое управление Администрации Сахалинской области и Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Сахалинской области.
Определением суда от 01.08.2001 к участию в деле в качестве 3-их лиц на стороне ответчика привлечены Управление внутренних дел Сахалинской области и Сахалинский областной военный комиссариат.
Определением суда от 11.03.2002 дела NN А59-1911/2001-С20 и А59-1915/2001-С20 объединены в одно производство.
03.04.2002 судом к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Министерство обороны РФ и Министерство внутренних дел РФ.
Решением суда от 23.09.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.01.2003, исковые требования удовлетворены в полном объеме. При этом за счет соответствующих бюджетов взыскано: с Главного финансового управления Сахалинской области 36070,49 рублей задолженности за предоставленные льготы военнослужащим и сотрудникам Макаровского РОВД, проходящим службу в подразделениях, финансируемых за счет областного бюджета; с Министерства финансов РФ 4925,83 руб. - за предоставленные льготы сотрудникам РОВД, финансируемым из федерального бюджета. Производство по делу в части 1182,51 руб. прекращено в связи с отказом истца от данной части требований ввиду добровольного погашения долга финуправлением администрации Макаровского района.
Судебные акты мотивированы тем, что в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг по жилищному фонду, находящемуся в собственности субъекта РФ, финансируются за счет средств бюджета субъекта РФ. В части взыскания расходов за предоставленную 50% скидку по оплате коммунальных услуг сотрудникам РОВД арбитражный суд руководствовался ФЗ "О милиции", ст. 30 которого предусмотрена компенсация расходов, связанных с названной льготой, из средств бюджетов, за счет которых финансируется подразделение милиции, в котором проходит службу пользующийся льготами сотрудник.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке ст.ст. 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Главного финансового управления Сахалинской области, которое просит их отменить, как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование своих требований заявитель приводит доводы о том, что суд необоснованно возложил ответственность по возмещению истцу расходов, связанных с реализацией ФЗ "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998, на субъект РФ, поскольку названный закон в указанной части устанавливает бюджетное обязательство государства. Также, обращает внимание суда кассационной инстанции, что на территории Сахалинской области не создавались подразделения милиции общественной безопасности, финансирование которых в соответствии с Законом "О милиции", в том числе, возмещение предоставленных льгот, осуществляется из средств областного бюджета. Полагает ненадлежащим доказательством указанного факта списки сотрудников РОВД с указанием источника их финансового обеспечения, имеющиеся в материалах дела, а потому необоснованным взыскание с него задолженности за предоставленные льготы сотрудникам РОВД.
Кроме того, заявитель жалобы ссылается на недоказанность истцом размера понесенных им убытков, на то, что судом не определен надлежащий ответчик и что, возлагая вину на субъект РФ и Российскую Федерацию, суд разрешил вопрос о правах лиц, не привлеченных к участию в деле.
Финансовое управление администрации Макаровского района в отзыве на кассационную жалобу выразило согласие с приведенными в ней доводами.
ОАО "Сахалинэнерго" жалобу отклонило, просило решение и постановление суда оставить без изменения.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, участия в нем не принимали.
Из материалов дела установлено, что ОАО "Сахалинэнерго" за сче собственных средств с мая 1998 года по декабрь 2000 года предоставило во исполнение ФЗ "О статусе военнослужащих" сотрудникам военных комиссариатов Макаровского и Томаринского районов льготы по оплате потребленной электроэнергии на общую сумму 12824,82 руб. и льготы во исполнение Закона РФ "О милиции" сотрудникам Макаровского РОВД и ОПО на общую сумму 29354,01 руб.
В связи с невозмещением ОАО "Сахалинэнерго" указанных сумм, заявлены настоящие требования.
До принятия судом решения истец отказался от исковых требований к Финуправлению администрации Макаровского района в сумме 1182,51 руб. в связи с добровольной уплатой долга за предоставленные льготы сотрудникам РОВД, финансируемым из муниципального бюджета. Арбитражный суд, установив, что данный отказ не нарушает интересы третьих лиц, правомерно прекратил производство в указанной части иска.
Удовлетворяя исковые требования, суд обоснованно исходил из того, что некомпенсированные из бюджета соответствующего уровня расходы истца на предоставление льгот составляют его убытки (ч. 2 ст. 15 ГК РФ), которые, будучи причиненными противоправными действиями либо бездействием государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет, соответственно, казны Российской Федерации, субъекта федерации или муниципального образования (ст.ст. 16, 1069).
В соответствии со ст. 125 ГК РФ гражданская правоспособность Российской Федерации, субъекта РФ, муниципальных образований осуществляется через их органы, в соответствии с компетенцией последних.
Как разъяснено в п. 2 Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 в случае предъявления истцом требований о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, ответчиками по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект РФ или муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
В связи с чем доводы Финуправления Сахалинской области относительно непривлечения судом надлежащих ответчиков и изменения судом самостоятельно предмета иска, что заявитель усматривает во взыскании убытков при том, что истцом заявлялись требования о взыскании расходов в связи с предоставлением льгот, являются несостоятельными.
Статья 15 Закона РФ "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76-ФЗ (п. 10, действующий в период спорных отношений) устанавливает, что военнослужащие и совместно проживающие с ними члены их семей оплачивают коммунальные услуги в размере 50% независимо от жилищного фонда.
Законом установлено, что расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг по муниципальному жилищному фонду, оплачиваются за счет средств субъектов РФ. Порядок компенсации указанных расходов субъектам Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.
Из чего вытекает обязанность Правительства РФ принять соответствующий акт, определяющий такой порядок компенсации расходов субъектам РФ.
Между тем, при возложении на субъект РФ полномочий по возмещению расходов, связанных с предоставлением гарантированных законом Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти не исполнена обязанность по определению механизма компенсации указанных расходов субъектам РФ.
Поскольку на уровне Российской Федерации не обеспечен механизм реализации ФЗ "О статусе военнослужащих", и расходы по передаче в бюджет Сахалинской области средств, предназначенных на компенсацию затрат по установленным Федеральным законом льготам, Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год" в порядке ст. 84, 130, 18 Бюджетного кодекса не запланированы, убытки предприятию, возникшие в связи с предоставлением льгот, установленных Федеральным Законом, подлежат взысканию с Министерства финансов РФ за счет средств федерального бюджета.
Указанное также соответствует и Постановлению Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999-2001 годах", согласно которому исключительно из федерального бюджета финансируются расходы на обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней, поскольку ФЗ "О статусе военнослужащих в РФ", устанавливая льготы и указывая источником их финансирования бюджет субъекта, влечет увеличение его расходов.
При таких обстоятельствах решение и постановление суда в час взыскания в пользу истца 12824,82 руб. расходов по предоставлены льгот военнослужащим с Управления Минфина Сахалинской области подлежат отмене с возложением ответственности в указанной сумме на Министерство Финансов РФ за счет средств федерального бюджета.
Согласно ст. 30 Закона РФ "О милиции" 50-процентная скидка сотрудникам милиции и членам их семей в оплате, в том числе коммунальных услуг, компенсируется из средств бюджетов, за счет которых финансируются подразделения милиции.
В соответствии со ст. 7 Закона РФ "О милиции" милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности. Криминальная милиция финансируется за счет средств федерального бюджета, а подразделения милиции общественной безопасности в зависимости от уровня органа власти, по распоряжению которого они созданы, либо за счет средств федерального бюджета либо за счет бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.
Создание, реорганизация и ликвидация подразделений милиции общественной безопасности, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, осуществляются в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел РФ.
Суд первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя исковые требования в рассматриваемой части, правомерно на основании копий лицевых счетов, справок Макаровского РОВД установил наличие понесенных истцом расходов в связи с исполнением ФЗ "О милиции" в заявленной сумме. Вместе с тем, взыскание указанных затрат с Минфина РФ - 4925,83 руб. и Главного финансового управления Сахалинской области - 23245,67 руб., как предоставленных льгот сотрудникам РОВД, финансируемым соответственно из федерального бюджета и областного бюджета, на основании указанных справок является недостаточно обоснованным. Данные документы без наличия иных доказательств не могут свидетельствовать о принадлежности указанных в них сотрудников к подразделениями милиции, финансируемых за счет средств областного бюджета, как созданным по решению органа исполнительной власти субъекта сверх численности, финансируемой из федерального бюджета.
В деле отсутствуют надлежащие доказательства наличия в Макаровском РОВД сотрудников, состоящих в подразделениях милиции общественной безопасности, финансируемых из областного бюджета.
Таковым может быть утвержденный органом исполнительной власти субъекта перечень подразделений милиции, подведомственных УВД, содержащихся за счет средств областного бюджета с данными об их численности, штатным расписанием.
В связи с указанным, судебные акты в рассматриваемой части подлежат отмене с направлением материалов дела на новое рассмотрение, при котором суду надлежит исследовать вопрос о создании в Сахалинской области милиции общественной безопасности, финансируемой за счет средств областного бюджета, сверх численности, утвержденной Правительством РФ и финансируемой из бюджета РФ, и принадлежности сотрудников Макаровского РОВД, получивших от ОАО "Сахалинэнерго" рассматриваемые льготы к названным подразделениям.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 23.09.2002, постановление от 17.01.2003 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-1911/2001-С20, А59-1915/2001-С20 отменить в части.
Взыскать с Министерства Финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО "Сахалинэнерго" 12824 руб. 82 коп. убытков.
В сумме 28171,5 руб. дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
В остальной части решение и постановление суда оставить без изменения.
Арбитражному суду Сахалинской области произвести поворот исполнения решения в сумме 12824 руб. 82 коп. в порядке ст.ст. 325, 326 АПК РФ и выдать исполнительный лист по постановлению кассационной инстанции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со ст. 7 Закона РФ "О милиции" милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности. Криминальная милиция финансируется за счет средств федерального бюджета, а подразделения милиции общественной безопасности в зависимости от уровня органа власти, по распоряжению которого они созданы, либо за счет средств федерального бюджета либо за счет бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.
...
Суд первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя исковые требования в рассматриваемой части, правомерно на основании копий лицевых счетов, справок Макаровского РОВД установил наличие понесенных истцом расходов в связи с исполнением ФЗ "О милиции" в заявленной сумме. Вместе с тем, взыскание указанных затрат с Минфина РФ - 4925,83 руб. и Главного финансового управления Сахалинской области - 23245,67 руб., как предоставленных льгот сотрудникам РОВД, финансируемым соответственно из федерального бюджета и областного бюджета, на основании указанных справок является недостаточно обоснованным. Данные документы без наличия иных доказательств не могут свидетельствовать о принадлежности указанных в них сотрудников к подразделениями милиции, финансируемых за счет средств областного бюджета, как созданным по решению органа исполнительной власти субъекта сверх численности, финансируемой из федерального бюджета."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 мая 2003 г. N Ф03-А59/03-1/724
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании