Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 30 апреля 2003 г. N Ф03-А49/03-2/774
(извлечение)
Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Камчатской области и Корякскому автономному округу на решение от 17.12.2002 по делу N А49-2083/02 Арбитражного суда Камчатской области, по заявлению Отделения вневедомственной охраны при Ключевском ГОМ Усть-Камчатского РМО к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Камчатской области и Корякскому автономному округу о признании недействительным решения от 24.06.2002 N 06-13/4100.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось до 30.04.2003.
Отделение вневедомственной охраны при Ключевском ГОМ Камчатского РМО (далее - отделение вневедомственной охранны обратилось в арбитражный суд Камчатской области с заявлением о признании недействительным Решения от 24.06.2002 N 06-13/4100 Межрайонной инстанции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Камчатской области и Корякскому автономному округу (далее - инспекция по налогам и сборам).
Решением суда от 17.12.2002 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение налогового органа признано недействительным. Судебный акт мотивирован тем, что в соответствии с Законом Российской Федерации "О милиции" отделение вневедомственной охраны входит в систему государственных органов исполнительной власти и не является предприятием, организацией, учреждением, осуществляющим предпринимательскую деятельность, поэтому у него отсутствует объект обложения налогами на прибыль, добавленную стоимость, на пользователей автомобильных дорог, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность принятого по делу решения суда проверяется по кассационной жалобе инспекции по налогам и сборам, которая просит отменить судебный акт и принять новый, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а именно законодательства о налогах и сборах, регулирующего рассматриваемые правоотношения. В обоснование доводов жалобы налоговый орган указывает на то, что средства полученные отделением вневедомственной охраны от оказания работ и услуг по охране объектов и имущества в части превышающей доходы над расходами являются выручкой, подлежащей обложению соответствующими налогами.
Кроме того, по мнению налогового органа, услуги вневедомственной охраны по охране имущества собственников не относятся к услугам, возложенным на государственные органы (или органы местного самоуправления), исполнение которых является исключительной компетенцией данных государственных органов в этой сфере деятельности. В связи с чем доход, полученный от оказания услуг вневедомственной охраны по охране имущества собственников, подлежит налогообложению.
В ходатайстве от 03.04.2003 N 02-21/4161 инспекция по налогам и сборам просит рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие своего представителя.
Отделение вневедомственной охраны отзыв на жалобу не представило и его представитель участия в заседании суда не принимал.
Рассмотрев дело в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы исходя из следующих обстоятельств.
Как видно из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам проведена выездная налоговая проверка деятельности отделения вневедомственной охраны по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.1999 по 31.12.2001, в ходе которой выявлены нарушения налогового законодательства, что нашло отражение в акте проверки от 26.04.2002 N 06-13/90. По результатам рассмотрения акта проверки и разногласий по нему, налоговым органом принято решение от 24.06.2002 N 06-13/4100 о привлечении отделения вневедомственной охраны к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату перечисленных выше налогов в виде взыскания штрафов на общую сумму 82137 руб. Также названным решением доначислены налоги в общей сумме 410686 руб. и соответствующие им пени за несвоевременную уплату налогов в общей сумме 124018 руб.
Не согласившись с решением налогового органа, отделение вневедомственной охраны оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел предпринимательскую деятельность не осуществляют в силу положений Закона Российской Федерации "О милиции", согласно которому они относятся к милиции общественной безопасности, и охрана имущества физических и юридических лиц на основе заключенных с ними договоров является обязанностью вневедомственной охраны.
В силу статьи 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" объектом обложения налогом является валовая прибыль предприятий, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями, предусмотренными этой статьей. Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг) и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Плательщиком налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, согласно Положению о налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, утвержденному решением Совета народных депутатов Усть-Камчатского районного муниципального образования от 09.12.1999 N 183, являются предприятия и организации всех форм собственности, осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" от 18.10.1991 N 1759-1 (с изменениями и дополнениями) установлено, что налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают организации, филиалы и другие подразделения филиалов от выручки, полученной от реализации продукции, работ, услуг.
Не признается в соответствии с пунктом 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) реализацией товаров (работ, услуг), при определении объекта налогообложения по налогу на добавленную стоимость, реализация товаров, работ, услуг органами, входящими в систему органов государственной власти и местного самоуправления, при выполнении возложенных на них функций, если обязанности выполнения указанных работ (услуг) установлены законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации "О милиции" от 18.04.1991 N 1026-1, милиция в Российской Федерации - это система государственных органов власти. Статья 9 настоящего Закона относит подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел к милиции общественной безопасности, осуществляющей свою деятельность в пределах полномочий, установленных Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 589.
Пунктом 1 названного Положения установлено, что вневедомственная охрана при органах внутренних дел создается на договорной основе для защиты имущества собственников и организуется в городах, районных центрах и поселках городского типа.
Статьей 35 Закона Российской Федерации "О милиции" и пунктом 10 Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел в Российской Федерации предусмотрено, что подразделения вневедомственной охраны финансируются за счет средств, поступающих на основе договоров, и их деятельность основывается на принципах самоокупаемости и самофинансирования.
В отношении подразделений вневедомственной охраны действует особый порядок финансирования тарифов и смет на охрану объектов: эти тарифы ориентированы не на получение прибыли, а на компенсацию затрат, связанных с охранной деятельностью. Полученные средства расходуются в соответствии с нормами и нормативами, применяемыми по всей системе МВД Российской Федерации на содержание подразделений вневедомственной охраны для выполнения возложенных на них функций и задач.
Таким образом, подразделения вневедомственной охраны являются органами, входящими в систему органов государственной власти, оказывающими услуги по охране имущества всех форм собственности в рамках выполнения функций, обязанность выполнения которых возложена на них законодательством Российской Федерации, а денежные средства, получаемые подразделениями вневедомственной охраны за охрану объектов и имущества, представляют собой источник финансирования и, соответственно, не могут быть отнесены к выручке от реализации товаров (работ, услуг) в целях налогообложения.
При таких обстоятельствах объекта обложения оспариваемыми налогами у отделения вневедомственной охраны, получающего средства от оказания услуг по охране имущества, не возникает.
Таким образом, решение суда признается законным и оснований для его отмены не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение Арбитражного суда Камчатской области от 17.12.2002 по делу N А49-2083/02 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 1 Закона Российской Федерации "О милиции" от 18.04.1991 N 1026-1, милиция в Российской Федерации - это система государственных органов власти. Статья 9 настоящего Закона относит подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел к милиции общественной безопасности, осуществляющей свою деятельность в пределах полномочий, установленных Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 589.
Пунктом 1 названного Положения установлено, что вневедомственная охрана при органах внутренних дел создается на договорной основе для защиты имущества собственников и организуется в городах, районных центрах и поселках городского типа.
Статьей 35 Закона Российской Федерации "О милиции" и пунктом 10 Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел в Российской Федерации предусмотрено, что подразделения вневедомственной охраны финансируются за счет средств, поступающих на основе договоров, и их деятельность основывается на принципах самоокупаемости и самофинансирования."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 апреля 2003 г. N Ф03-А49/03-2/774
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании