Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 16 мая 2003 г. N Ф03-А73/03-1/960
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: Минфин Хабаровского края: З.А. Колотыгина - главный специалист по доверенности N 19-12/1314, Н.В. Бертина - специалист 1 категории по доверенности б/н от 10.01.2003, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Хабаровского края на решение от 29.11.2002, постановление от 04.02.2003 по делу N А73-7223/2002-4(АИ-1/30) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества "Хабаровскэнерго" к Отделу социальной защиты населения Администрации города Комсомольска-на-Амуре, Финансовому управлению Администрации города Комсомольска-на-Амуре, Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации, Управлению федерального казначейства по Хабаровскому краю о взыскании 5958447 рублей 60 копеек убытков.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Отделу социальной защиты населения Администрации города Комсомольска-на-Амуре, Финансовому управлению Администрации города Комсомольска-на-Амуре, Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю о взыскании 5958447 рублей 60 копеек убытков в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан по оплате тепловой энергии.
Решением суда от 29.11.2002 в пользу истца взыскано:
- за счет Министерства финансов Хабаровского края 113879 рублей 55 копеек убытков;
за счет Министерства финансов Российской Федерации 3489622 рубля 32 копейки убытков. Остальные ответчики от ответственности освобождены.
Взыскивая убытки за счет субъекта Российской Федерации, суд указал на его вину в передаче средств в недостаточном количестве местному бюджету для реализации Федерального закона "О ветеранах".
Убытки на Министерство финансов РФ судом возложены ввиду перечисления денежных средств в неполном объеме нижестоящими бюджетами на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Постановлением апелляционной инстанции от 04.02.2003 решение от 29.11.2002 изменено, с Министерства финансов Хабаровского края взыскано 2789822 рубля 32 копейки убытков, в иске к остальным ответчикам отказано.
Принимая его, вторая инстанция установила ответственность субъекта Российской Федерации за возникшие у истца убытки в связи с представлением льгот, предусмотренных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов".
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по заявлению Министерства финансов Хабаровского края, где ставится вопрос об их отмене и направлении дела на новое рассмотрение.
По мнению заявителя, суд неосновательно возложил ответственность за ненадлежащее финансирование соответствующих Федеральных законов на Хабаровский край, так как предусмотренные для этих целей в краевом бюджете средства были доведены до бюджетов муниципальных образований в полном объеме. В свою очередь федеральный бюджет, указывает он, не обеспечил в полном объеме финансирование реализации данных законов.
Министерство финансов РФ и Финансовое управление Администрации города Комсомольска-на-Амуре доводы жалобы отклонили и просили постановление оставить без изменения.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 16 мая 2003 года до 10 часов 00 минут.
Проверив правильность применения судом обеих инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция находит жалобу частично необоснованной.
Как усматривается из материалов дела, ОАО Э и Э "Хабаровскэнерго" при расчетах в течение девяти месяцев 2002 года за тепловую энергию, отпущенную отдельной категории граждан, проживающих в муниципальном фонде города Комсомольска-на-Амуре, учитывала льготы, установленные Федеральным законом "О ветеранах" и Федеральным законом "О социальной защите инвалидов".
В связи с возмещением не в полном объеме данных расходов ответчиками, истец заявил свои исковые требования о взыскании убытков в сумме 5958447 рублей.
Статья 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов" от 24.11.1995 предусматривает предоставление льгот по оплате коммунальных услуг соответствующей категории граждан, в порядке определенном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 16 Постановления Правительства Российской Федерации N 401 от 27.07.1996 предусмотрено, что льготы по оплате коммунальных услуг возмещаются по муниципальному жилищному фонду и находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации в порядке, установленном субъектами и органами местного самоуправления.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду Постановление Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901
Согласно Федеральному закону "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.01.1999 обязательства по социальной защите населения, установленные Федеральными законами, есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты и финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 установлено Министерство финансов Российской Федерации.
Исходя из акта сверки, данных для расчета финансовой помощи из федерального бюджета Хабаровскому краю в 2002 году с Минфином Российской Федерации согласовывалась сумма расходов на реализацию жилищно-коммунальных льгот инвалидам по рассматриваемому закону из расчета численности 73798 человек при федеральных стандартах стоимости жилищно-коммунальных услуг 36 руб./кв.м, при социальной норме площади жилья 18 кв.м, что составляет 286927 тысяч рублей против установленного Постановлением Правительства Российской Федерации N 804 от 19.11.2001 федерального стандарта - 43,2 руб./кв.м.
Фактически в федеральном бюджете в составе фонда компенсаций на 2002 год Хабаровскому краю сумма расходов планировалась 149855 тысяч рублей, а было исполнено на 159905 тысяч рублей.
Доказательств не целевого использования субъектом данных средств в деле не имеется.
Поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили субъект Российской Федерации финансовыми средствами в полном объеме для реализации Федерального закона, а последний в свою очередь на смог обеспечить для этого ненадлежащим финансированием муниципальный бюджет города Комсомольска-на-Амуре, то отыскиваемые истцом убытки в сумме 2789622 рублей 32 копеек следовало взыскать за счет казны Российской Федерации.
Поэтому постановление от 04.02.2003 подлежит в этой части изменению.
В остальной части данный судебный акт соответствует материалам дела и законодательству.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление от 04.02.2003 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-7223/2002-4(АИ-1/30) изменить.
Взыскать с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" 2789622 рубля 32 копейки убытков.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Арбитражному суду Хабаровского края выдать исполнительный лист, а так же произвести поворот исполнения судебного акта в порядке статей 325, 326 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно Федеральному закону "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.01.1999 обязательства по социальной защите населения, установленные Федеральными законами, есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты и финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 установлено Министерство финансов Российской Федерации.
Исходя из акта сверки, данных для расчета финансовой помощи из федерального бюджета Хабаровскому краю в 2002 году с Минфином Российской Федерации согласовывалась сумма расходов на реализацию жилищно-коммунальных льгот инвалидам по рассматриваемому закону из расчета численности 73798 человек при федеральных стандартах стоимости жилищно-коммунальных услуг 36 руб./кв.м, при социальной норме площади жилья 18 кв.м, что составляет 286927 тысяч рублей против установленного Постановлением Правительства Российской Федерации N 804 от 19.11.2001 федерального стандарта - 43,2 руб./кв.м."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 мая 2003 г. N Ф03-А73/03-1/960
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании