Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 4 ноября 2003 г. N Ф03-АА73/03-1/2709
(извлечение)
Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: Министерства пищевой промышленности, торговли и бытового обслуживания Хабаровского края: главный специалист Колташ А.А. (доверенность N 6.04-71 от 17.01.2003), от третьего лица: Управления МНС РФ по Хабаровскому краю - старший государственный налоговый инспектор Гайнатуллин Д.Р. (доверенность N 06-32 от 06.06.2003), рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства пищевой промышленности, торговли и бытового обслуживания Хабаровского края на решение от 29.05.2003, постановление от 01.08.2003 по делу N А73-60/2003-25 (АИ-1/732) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Федерального государственного унитарного предприятия "Научно-технический центр "А" к Министерству пищевой промышленности, торговли и бытового обслуживания Хабаровского края, закрытому акционерному обществу "ППД", третьи лица: Управление Министерства по налогам и сборам РФ по Хабаровскому краю о признании результатов конкурса недействительными.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме отложено до 04.11.2003.
Федеральное унитарное государственное предприятие "Научно-технический центр "А" обратилось в арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству пищевой промышленности, торговли и бытового обслуживания Хабаровского края, закрытому акционерному обществу "ППД" о признании недействительным закрытого конкурса по определению изготовителя региональных специальных марок Хабаровского края, состоявшегося 23.09.2002, на основании статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Управление Министерства по налогам и сборам РФ по Хабаровскому краю.
Решением от 29.05.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.08.2003, исковые требования ФГУП "НТЦ "А" удовлетворены в полном объеме.
При этом обе инстанции исходили из того, что при проведении оспариваемого конкурса нарушены правила организации и порядок его проведения, предусмотренные статьями 447-448 ГК РФ, поэтому в силу статьи 449 ГК РФ данный конкурс судом признан недействительным.
Не согласившись с решением от 29.05.2003 и постановлением апелляционной инстанции от 01.08.2003, Министерство пищевой промышленности, торговли и бытового обслуживания по Хабаровскому краю в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением норм материального права, а также в связи с тем, что выводы, содержащиеся в оспариваемых судебных актах, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя жалобы, суд необоснованно сослался на п.п. 2, 4 статьи 12 ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции" N 186 от 29.12.2001, а также на Постановление Правительства РФ "Об утверждении правил изготовления и реализации РСМ для маркировки алкогольной продукции" от 27.12.2000 N 1023, поскольку при проведении конкурса Министерство пищевой промышленности, торговли и бытового обслуживания Хабаровского края руководствовалось Постановлением Губернатора Хабаровского края N 172 от 25.03.2002 "О маркировке алкогольной продукции региональными специальными марками Хабаровского края" и статьей 18 ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" N 97 от 06.05.1999.
Обращает внимание суда кассационной инстанции на то, что именно на основании вышеуказанных правовых актов Министерство пищевой промышленности, торговли и бытового обслуживания Хабаровского края утвердило порядок проведения конкурса, создало конкурсную комиссию, определило его победителя.
Указывает на то, что вывод суда о признании закрытого конкурса от 23.09.2002 недействительным построен также на оценке качества региональной специальной марки, тогда как данное полномочие отнесено к исключительной компетенции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на проведение такого конкурса.
Поскольку предметом указанного конкурса было только право на заключение договора на изготовление и поставку РСМ для маркировки алкогольной продукции, поэтому заявитель жалобы со ссылкой на п. 5 статьи 448 ГК РФ считает, что необходимости в подписании протокола о результатах проведения торгов в день их проведения организатором конкурса и его победителем не было.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Министерства пищевой промышленности, торговли и бытового обслуживания Хабаровского края поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Представитель Управления Министерства по налогам и сборам РФ по Хабаровскому краю выразил согласие с принятыми по делу судебными актами и просил оставить их без изменения.
Свою позицию Управление МНС РФ по Хабаровскому краю, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, обосновало тем, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.12.2000 N 1023 "Об утверждении Правил изготовления и реализации региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции", действовавшим на момент проведения спорного конкурса, выдачу РСМ организациям-изготовителям алкогольной продукции и оптовым организациям должно было осуществлять Управление МНС РФ по субъектам Российской Федерации, выполняя функции заказчика по изготовлению марок.
Обращает внимание суда кассационной инстанции на то, что вышеуказанные марки на момент проведения конкурса от 23.09.2002 изготавливались ФГУП "НТЦ "А" по договору от 23.05.2001, заключенному с Управлением МНС РФ по Хабаровскому краю по результатам торгов, состоявшихся в мае 2001 году. Поскольку вышеуказанный договор не расторгнут в установленном законодательством порядке, то оснований у Министерства пищевой промышленности, торговли и бытового обслуживания Хабаровского края для проведения новых торгов не имелось.
Федеральное государственное унитарное предприятие "НТЦ "А", закрытое акционерное общество "ППД", извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания жалобы, своих представителей для участия в заседании кассационной инстанции не направили.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для их отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 23.09.2003 Министерство пищевой промышленности, торговли и бытового обслуживания Хабаровского края на основании Постановления Губернатора края "О маркировке алкогольной продукции региональными специальными марками Хабаровского края" N 172 от 25.03.2002 провело закрытый конкурс среди российских производителей по определению изготовителя РСМ Хабаровского края для маркировки алкогольной продукции.
Победителем вышеуказанного конкурса согласно протоколу заседания конкурсной комиссии от 23.09.2002 признано ЗАО "ППД".
Полагая, что право ФГУП "НТЦ "А", как одного из участников этого конкурса нарушено, оно обратилось с настоящим иском в суд.
В процессе рассмотрения данного спора суд полно и всесторонне, со ссылкой на надлежащие доказательства, исследовал все обстоятельства дела и установил, что спорный конкурс от 23.09.2002 проведен Министерством пищевой промышленности, торговли и бытового обслуживания Хабаровского края с нарушением законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны недействительными по иску заинтересованного лица.
Так судом сделан соответствующий фактическим обстоятельствам дела вывод о том, что организатор закрытого конкурса от 23.09.2002 - Министерство пищевой промышленности, торговли и бытового обслуживания Хабаровского края без учета предписаний, установленных Постановлением Губернатора края N 172 от 25.03.2002, своим приказом N 77 от 28.08.2002 создало конкурсную комиссию, не имеющую полномочий на определение изготовителя РСМ Хабаровского края.
При этом судом также установлено, что извещение N 6.04-1244 от 21.08.2002 организатора о проведении торгов 23.09.2002 не соответствует требованиям, предусмотренным статьей 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, а протокол о результатах проведения указанного конкурса не подписан в день проведения торгов Министерством пищевой промышленности, торговли и бытового обслуживания Хабаровского края и лицом, выигравшим данный конкурс.
Довод заявителя жалобы об отсутствии необходимости подписания протокола в день проведения торгов не может быть принят во внимание, поскольку пунктом 2 ч. 5 ст. 448 ГК РФ установлена такая обязанность организатора конкурса и его победителя даже в случае, когда предметом торгов является право на заключение договора.
Суд, оценив представленные участниками конкурса от 23.09.2002 условия изготовления региональных специальных марок Хабаровского края, правомерно определил, что победитель - ЗАО "ППД" представил не лучшие условия по сравнению с другими участниками конкурса (статья 447 ГК РФ).
Поскольку целью проведения конкурса является выявление участника, представившего наилучшие условия, а ФГУП "НТЦ "А" считает, что его права в этом отношении нарушены, поэтому суд правомерно в соответствии с общим смыслом статьи 449 ГК РФ, направленной на защиту нарушенных прав иных претендентов на победу, оценивал эти обстоятельства.
Исходя из изложенного, суд правильно пришел к выводу о том, что Министерством пищевой промышленности, торговли и бытового обслуживания Хабаровского края закрытый конкурс по определению изготовителя РСМ Хабаровского края для маркировки алкогольной продукции, состоявшийся 23.09.2002, проведен с нарушением правил организации и порядка его проведения, предусмотренных статьями 447-448 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, нарушены организатором конкурса и действовавшие на момент проведения Правила изготовления и реализации РСМ для маркировки алкогольной продукции (Постановление Правительства РФ от 27.12.2000 N 1023), согласно которым функции заказчика по изготовлению марок должно выполнять Управление Министерства по налогам и сборам РФ по субъектам Российской Федерации. В нарушение этих же Правил организатором торгов до их проведения не согласовывался с Управлением МНС РФ по Хабаровскому краю порядок изготовления, приобретения и выдачи региональных специальных марок Хабаровского края и их цена.
Более того, Администрацией Хабаровского края по итогам конкурса, состоявшегося в мае 2001 года, был определен изготовитель РСМ Хабаровского края - ФГУП "НТЦ "А" ФАПСИ, с которым Управление МНС РФ по Хабаровскому краю 23.05.2001 заключило договор на изготовление таких марок сроком на 5 лет. Указанный договор не расторгнут в установленном законодательством порядке и продолжает действовать по настоящий момент.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 29.05.2003, постановление апелляционной инстанции от 01.08.2003 по делу N А73-60/2003-25 (АИ-1/732) Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 ноября 2003 г. N Ф03-АА73/03-1/2709
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании