Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 2 декабря 2003 г. N Ф03-А04/03-1/2962
(извлечение)
Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: заместитель начальника по доверенности N 3683 от 27.10.2003 - Козуля И.О., от ответчика: заместитель генерального директора по доверенности N 3127 от 10.01.2003 - Козлов А.Г., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства по налогам и сборам РФ N 6 по Амурской области на решение от 03.07.2003 по делу N А04-1048/03-11/35 Арбитражного суда Амурской области, по иску Межрайонной инспекции Министерства по налогам и сборам РФ N 6 по Амурской области к открытому акционерному обществу ЛПК "Т", 3-е лицо: Объединение N 2 КНДР в РФ, о признании договора совместной деятельности недействительным (ничтожным).
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление мотивированного постановления кассационной инстанции откладывалось до 02.12.2003.
Межрайонная инспекция МНС России N 6 по Амурской области обратилась в арбитражный суд Амурской области с иском к ОАО ЛПК "Т" о признании недействительным (ничтожным) в соответствии со статьей 168 ГК РФ договора совместной деятельности N 1 КНДР от 05.01.2000, заключенного между ОАО ЛПК "Т" и Объединением N 2 КНДР, как заключенного с корейской стороны неюридическим лицом, и не аккредитованным в России, в нарушение статьи 21, пункта 4 статьи 22 ФЗ "Об иностранных инвестициях", то есть не обладающим правоспособностью, а, следовательно, не соответствующего требованиям п. 2 ст. 1041 ГК РФ об участниках простого товарищества.
Истец также просил применить последствия недействительности ничтожной сделки, отказавшись впоследствии от указанного требования.
Решением суда от 03.07.2003 истцу в иске отказано. Сделка признана судом заключенной с корейской стороны Объединением N 2 КНДР от имени иностранного юридического лица Главного управления лесной промышленности "Вондон Римоб" Минлеспрома КНДР, аккредитованного на территории РФ в установленном порядке на основании выданной им доверенности.
В этой связи, суд пришел к выводу о том, что отсутствие аккредитации в России Объединения N 2, как филиала иностранного юридического лица, не имеет правового значения.
Истец, не согласившись с решением суда, в своей кассационной жалобе просит его отменить, как необоснованное, принятое с неправильным применением норм материального права, требование истца удовлетворить.
При этом, заявитель ссылается на п. 4 ст. 22 ФЗ "Об иностранных инвестициях", предусматривающей право на осуществление предпринимательской деятельности филиалом иностранного юридического лица на территории Российской Федерации со дня его аккредитации, которую Объединение N 2, как филиал, не прошло в установленном законом порядке.
В заседании суда от 18.11.2003 объявлялся перерыв до 25.11.2003 до 14 часов в соответствии со статьей 163 АПК РФ.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив доводы кассационной жалобы, заслушав в заседании представителей сторон, проверив материалы дела, не находит оснований к отмене или изменению обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, оспариваемая налоговым органом сделка по договору от 05.01.2000 простого товарищества заключена между ОАО АПК "Т" и Объединением N 2 КНДР в РФ в лице генерального директора Ли Зин Сена, действующего на основании выданной ему Главным Управлением лесной промышленности "Вондон Римоб" Министерства лесной промышленности КНДР доверенности от 05.01.2000 на право заключения договоров от имени последнего во исполнение условий заключенных Соглашения между Правительствами РФ и КНДР от 28.12.1999, и Протокола между Министерством лесной промышленности КНДР и Администрацией Амурской области от 11.07.1998.
Предметом договора является организация совместных лесозаготовок на территории Амурской области. По условиям договора совместной деятельности, вкладом с корейской стороны в совместную деятельность являются затраты на содержание, использование рабочей силы и производственной инфраструктуры в соответствии с согласованными Протоколами организации работ (п. 2.1.1), вкладом Российской стороны - комплексное оборудование, машины и механизмы для лесозаготовительных работ, обеспечение лесосечным фондом (п. 2.2).
Согласно п. 4.1 договора, полученные в результате совместной деятельности доходы (прибыль) и произведенная продукция признаются общей долевой собственностью сторон и распределяются сторонами в соответствии с п. 3.2 договора пропорционально принадлежащим долям 33% - Объединению N 2, 67% - ОАО АПК "Т".
Ведение общих дел простого товарищества поручено российской стороне (п. 2.3 договора).
Полагая, что с корейской стороны сделка заключена лицом, не обладающим правоспособностью в соответствии с требованиями п. 3 ст. 49, ст. 51 ГК РФ, так как Объединение N 2 не зарегистрировано ни в качестве юридического лица, ни аккредитовано в РФ как филиал иностранного юридического лица, истец просит признать ее ничтожной согласно статье 168 ГК РФ.
Оспаривая данную сделку, налоговый орган выступает как заинтересованное лицо, поскольку полагает, что российская сторона, заключив такую сделку, занижает налогооблагаемую базу от реализации леса в КНДР.
В соответствии с Межправительственным Соглашением РФ и КНДР от 28.12.1999 о сотрудничестве в области лесного комплекса предусмотрено сотрудничество сторон путем создания совместных предприятий или иным путем, а также создание условий для вывода из Российской Федерации произведенной в результате сотрудничества лесопродукции, официально приобретенной Корейской Стороной за счет средств, размер которых соответствует ее доли в совместном производстве (ст. 2 Соглашения).
Как следует из материалов дела, Главное управление лесной промышленности "Вондон Римоб" Минлеспрома КНДР является юридическим лицом, зарегистрированным официальным государственным органом, осуществляет лесозаготовку, переработку древесины и торговую деятельность в стране и за рубежом, что следует из Подтверждения о внесении Управления в госреестр, выданного Министерством лесной промышленности КНДР, консульством МИДа КНДР, а также из Положения об Управлении, утвержденного Минлеспромом КНДР от 30.07.1998, в п. 5 которого в качестве структурного подразделения значится Объединение N 2, осуществляющее свою деятельность на хозрасчетных началах в соответствии с доверенностью на территории Тындинского, Селемджинского и Зейского районов Амурской области.
В соответствии с Разрешением N 14 Хабаровского отделения Государственной Региональной Палаты при Минюсте РФ аккредитовано представительство Главного управления лесной промышленности "Вондон Римоб" Минлеспрома КНДР на территории Хабаровского края.
С учетом изложенного, суд правомерно пришел к выводу о том, что сделка по договору о совместной деятельности от 05.01.2000 за N 1/КНДР с корейской стороны заключена Объединением N 2 КНДР как филиалом от имени иностранного юридического лица Главного управления лесной промышленности "Вондон Римоб" Минлеспрома КНДР, аккредитованного на территории РФ, по доверенности последнего, то есть правоспособным лицом.
Оснований к удовлетворению кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 03.07.2003 по делу N А04-1048/03-1135 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 2 декабря 2003 г. N Ф03-А04/03-1/2962
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании