Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 12 ноября 2003 г. N Ф03-А37/03-2/2705
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ОАО "Ростелеком": О.В. Федорова, юрисконсульт по доверенности N ДВ-1 от 17.04.2003, от СВТУ МАП России: Г.А. Шатай, заместитель начальника отдела по доверенности N о 1-10/1438 от 03.11.2003, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" в лице Дальневосточного филиала на решение от 14.04.2003, постановление от 03.07.2003 по делу N А37-551/03-10 Арбитражного суда Магаданской области, по заявлению открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" в лице филиала "Территориального центра междугородних связей и телевидения N 15" (оно же Дальневосточный филиал) к Северо-Восточному Территориальному управлению Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства России о признании недействительными решения и предписания.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось до 12.11.2003.
В Арбитражный суд Магаданской области обратилось открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" в лице его филиала "Территориального центра междугородних связей и телевидения N 15" (оно же Дальневосточный филиал) с заявлением о признании недействительными решения N 01-10/1337 от 24.12.2002 и выданного на его основе предписания N 01-10/1338 от 25.12.2002 Северо-Восточного Территориального управления Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства России об устранении нарушений статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", выразившихся в необоснованных требованиях передачи финансовых средств от хозяйствующих субъектов за выдачу согласований и оформление ордеров на производство земляных работ вблизи кабельных линий связи и о перечислении в федеральный бюджет прибыли в сумме 43,8 тыс. руб., полученной результате нарушения антимонопольного законодательства.
Решением от 14.04.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.07.2003, в удовлетворении заявления отказано.
Обе судебные инстанции исходили из того, что ОАО "Ростелеком" в лице его филиала "ТЦМС-15", занимая доминирующее положение в границах Магаданской области на рынке услуг по предоставлению в пользование магистральных каналов в целях возможного повреждения линий и сооружений связи, обязано согласовывать производство земляных работ вблизи кабельных линий связи. Поскольку согласование земляных работ относится к основной деятельности общества, то эти работы нельзя расценивать как дополнительные услуги со взиманием платы. На этом основании суд пришел к выводу о том, что обществом "Ростелеком" допущено нарушение антимонопольного законодательства в связи с чем оснований к отмене оспоренных актов антимонопольного органа не имеется.
В кассационной жалобе ОАО "Ростелеком" приводит доводы, по которым считает ошибочным вывод суда о том, что согласование земельных работ не является дополнительной услугой, в связи с чем взимание платы является необоснованным.
Кроме того, заявитель ссылается на то, что законодательством не запрещено взимание платы за техническое согласование производства земляных работ и судом не учтено то обстоятельство, что стоимость услуг по согласованию работ не может быть отнесена в себестоимость услуг связи, поскольку операторы связи предоставляют в регулирующие органы расчеты уровня тарифов только по регулируемым услугам, обеспечивающих возмещение экономически обоснованных затрат.
Далее заявитель считает необоснованной сумму дохода, представленную ко взысканию в бюджет.
Проверив законность решения и постановления, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, Северо-Восточное Территориальное управление Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства России определением от 27.11.2002 N 23 возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО "Ростелеком" в лице его филиала "ТЦМС-15" по признакам нарушения статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в части необоснованных требований передачи финансовых средств от хозяйствующих субъектов за выдачу согласований и оформление ордеров на производство земляных работ вблизи кабельных линий связи. Плата взималась с 20.05.2002 по 02.08.2002 на основании приказа общества ОАО "Ростелеком" от 20.05.2002 N 189. Согласно информации филиала за выдачу согласований на производство работ вблизи линий связи от организации и населения поступила сумма 43,8 тыс. руб. На основании решения Комиссии Северо-Восточного Территориального управления Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства России от 24.12.2002 N 01-10/1337 выдано предписание от 25.12.2002 N 01-10/1338 о перечислении обществом "Ростелеком" в федеральный бюджет полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства дохода в размере 43,8 тыс. руб.
Отказывая в признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа, обе судебные инстанции, правильно применив действующее законодательство, пришли к обоснованному выводу о том, что выдача хозяйствующим субъектам согласований на производство земельных работ относится к основной деятельности общества, в связи с чем взимание дополнительной платы расценивается как злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке.
Так, "Ростелеком" в лице филиала "ТЦМС-15" в границах Магаданской области занимает доминирующее положение на рынке услуг по предоставлению в пользование магистральных каналов с долей 100%.
Согласно пункту 3 Устава ОАО "Ростелеком" основной целью деятельности общества является удовлетворение спроса населения, участников хозяйственного оборота и иных потребителей услуг электрической связи в передаче информации по каналам междугородной и международной электрической связи, радиовещания и телевидения, в передаче данных.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона "О связи" средства, сооружения связи находятся под защитой государства.
В соответствии с пунктами 18, 19, 23 Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.1995 N 578 на производство всех видов работ, связанных с вскрытием грунта в охранной зоне линии связи заказчиком (застройщиком) должно быть получено письменное согласие от предприятия, в ведении которого находится эта линия связи. Письменное согласие должно быть получено и на строительные, ремонтные и другие работы, которые выполняются в этих зонах.
Таким образом, законодательством определена обязанность предприятия связи согласовывать проведение тех или иных работ вблизи линий связи с целью обеспечения бесперебойного функционирования связи, предупреждения возможного повреждения линий и сооружений связи.
Поскольку согласование земляных работ вблизи линий связи направлено на бесперебойное обеспечение потребителей услугами связи, то есть связано с основной деятельностью общества, то такое согласование не может являться дополнительной услугой.
Кроме того, следует отметить, что осуществление хозяйствующими субъектами деятельности, связанной с ведением земляных работ в охранной зоне линий связи зависит от наличия разрешения соответствующего предприятия.
Таким образом, навязывание контрагенту требования о передаче финансовых средств за выдачу согласований на производство земляных работ антимонопольным органом правомерно расценено как допущенное обществом "Ростелеком" нарушение статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" о запрещении злоупотреблением доминирующим положением на товарном рынке.
Поскольку, в результате нарушения антимонопольного законодательства, обществом необоснованно получен доход в виде взимания платы за согласование производства земельных работ в сумме 43,8 тыс. руб., то антимонопольный орган правомерно, руководствуясь статьей 12 указанного Закона, предписал обществу перечислить необоснованно полученный доход в федеральный бюджет.
На основании вышеизложенного, суд кассационной инстанции считает, что первая и апелляционные инстанции обоснованно отказали обществу "Ростелеком" в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы о том, что выдача согласований на земляные работы относится к деятельности общества по оказанию дополнительных услуг не основаны на нормах права.
Вывод суда о получении обществом дохода в сумме 43,8 тыс. руб. заявителем документально не опровергнут.
Не могут быть приняты во внимание и доводы жалобы о том, что затраты на выдачу соответствующих согласований не включаются в себестоимость, в связи с чем подлежат взиманию в отдельном порядке.
В соответствии с Порядком рассмотрения и утверждения тарифов на услуги общедоступной связи, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 15.05.2000 N 358.
Заявитель при обращении с предложениями об изменении тарифов на услуги связи представляет экономические обоснования, учитывающие затраты как в целом по организации связи, так и по каждой статье затрат исчерпывающим обоснованием их роста и потребности организации связи в финансовых средствах, обеспечивающих объем инвестиций, необходимой для развития связи и др.
Таким образом, ОАО "Ростелеком" при утверждении тарифов на услуги связи предоставляет в Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства бухгалтерские, статистические документы и информацию, предусмотренных указанным Порядком касающуюся всей деятельности предприятия. Поэтому утверждение истцом, что операторы связи предоставляют в регулирующий орган расчеты уровня тарифов только по регулируемым услугам, обеспечивающих возмещение обоснованных затрат, не соответствует действительности.
Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства письмом N АГ/15446 от 22.10.2002 на основе произведенного экономического анализа затрат, прибыли и других экономических показателей при утверждении тарифов на услуги связи, оказываемые ОАО "Ростелеком", введенные в действие 01.01.2002 подтвердило, что согласование производства земляных работ относится к основной деятельности ОАО "Ростелеком" и не относится к дополнительным услугам. Применение тарифа за техническое согласование производства земляных работ незаконно.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 14.04.2003, постановление апелляционной инстанции от 03.07.2003 по делу N А37-551/03-10 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 ноября 2003 г. N Ф03-А37/03-2/2705
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании