Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 24 июня 1998 г. N Ф03-А73/98-2/591
(извлечение)
Арбитражный суд, при участии от истца - юриста Смирновой О.В. по доверенности N 7/7606 от 30.12.97 г., от ответчика - представителя Антиповой Г.Ф. по доверенности N 01-14/505 от 21.10.97 г., рассмотрел кассационную жалобу Открытого акционерного общества "Хабаровскэнерго" на решение от 19.03.98 г. по делу N А73-542/3-98 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Открытого акционерного общества "Хабаровскэнерго" к Комитету по политике цен Администрации Хабаровского края о признании недействительными решения N 01-24/408 от 19.12.97 г., решения N 01-24/106 от 05.03.98 г.
Открытое акционерное общество "Хабаровскэнерго" (далее ОАО "Хабаровскэнерго") обратилось с иском к Администрации Хабаровского края в лице Комитета по политике цен о признании недействительным решения Комитета от 01-24/408 от 19.12.97 г., в соответствии с которым у Ванинского участка Комсомольского-на-Амуре отделения "Энергосбыт" изъята излишне полученная прибыль в доход краевого бюджета 34593750 рублей и взыскан штраф в размере этой же суммы.
До принятия решения истец уточнил исковые требования и просил признать недействительным решение N 01-24/106 от 05.03.98 г., поскольку первоначальное решение от 19.12.97 г. отменено ответчиком решением от 17.03.98 г.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 19.03.98 г. в удовлетворении исковых требований отказано в связи с тем, что Комитетом по политике цен обоснованно квалифицированы действия структурного подразделения истца по неправильному применению утвержденных региональной энергетической комиссией тарифов, как нарушение государственной дисциплины цен и правомерно применены санкции на основании пункта 3.1 Порядка применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен, утвержденного Комитетом по политике цен, Министерством финансов Российской Федерации, Госналогслужбой Российской Федерации 01.12.92 г.
В апелляционной инстанции дела не рассматривалось.
Правильность принятого решения проверяется по жалобе истца, который просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований, поскольку Комитетом по политике цен неправильно применен "Порядок применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен", так как такого вида нарушения, как неправильное применение тарифа во времени, нет, поэтому решение о наложении взыскания на ОАО "Хабаровскэнерго" подлежит отмене.
Кроме того, истец считает, что Комитет по политике цен не полномочен осуществлять проверку на предмет правильности применения тарифов на электрическую энергию, так как органы ценообразования наделены полномочиями осуществлять контроль лишь по вопросам ценообразования.
Полномочиями по проверке хозяйственной деятельности энергоснабжающих организаций, для которых тарифы устанавливаются региональными энергетическими комиссиями, по вопросам формирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, в соответствии со статьей 12 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.95 г. N 41-ФЗ, наделены региональные энергетические комиссии.
В судебном заседании представитель истца поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Ответчик в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, а решение - без изменения, сославшись на его законность и обоснованность.
В судебном заседании представитель ответчика поддержала доводы, изложенные в отзыве на жалобу, и пояснила, что задачами Региональной энергетической комиссии является контроль за исполнением в крае решений государственных органов в части ценообразования на электрическую и тепловую энергию и собственных решений, то есть за формированием тарифов, а не за соблюдением дисциплины цен.
Проверки хозяйствующих субъектов на территории Хабаровского края независимо от их организационно-правового статуса по вопросам соблюдения дисциплины цен входят в компетенцию Комитета по полите цен администрации края.
Рассмотрев материалы дела и доводы сторон, проверив правильность применения норм процессуального и материального права, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене принятого решения.
Доводы АО "Хабаровскэнерго", приведенные в обоснование кассационной жалобы, не содержат новых обстоятельств и не могут повлиять на правовую оценку спора, изложенную в решении арбитражного суда.
Из материалов дела установлено, что Комитетом по политике цен проведена проверка правильности применения тарифов на электрическую энергию Ванинским участком Комсомольского-на-Амуре отделения "Энергосбыта" ОАО "Хабаровскэнерго", о чем составлена справка от 28.11.97 г.
В ходе проверки установлено нарушение государственной дисциплины цен, выразившееся в завышении государственных регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию, то есть более высокий тариф, который вводился с 1 числа следующего месяца, применялся за период с 25 (26, 27) числа предыдущего месяца по 1 число, когда действовал более низкий тариф.
В результате допущенного нарушения ответчиком получен доход в сумме 38420 рублей 35 копеек, который, в соответствии с решением Комитета по политике цен от 05.03.98 г. N 01-24/106, подлежит изъятию в доход бюджета с одновременным взиманием штрафа в размере этой же суммы.
В пункте 1.4 порядка применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.12.92 г. N 101, дан исчерпывающий перечень нарушений государственной дисциплины цен.
В частности, к таким нарушениям относится завышение государственных регулируемых цен (тарифов) на продукцию, товары, услуги (фиксированных цен (тарифов), предельных коэффициентов изменения цен (тарифов), предельных уровней рентабельности и другие.
Применение структурным подразделением истца цен на электрическую энергию в период, когда оно не имело право их применять, обоснованно расценено Комитетом по политике цен, как нарушение государственной дисциплины цен, и у арбитражного суда не было оснований для признания спорного решения Комитета недействительным.
Комитет по политике цен, проводя проверку структурного подразделения истца и принимая решение о применении к последнему экономических санкций, действовал в пределах компетенции, установленной Положением о комитете по политике цен администрации Хабаровского края, утвержденным постановлением Главы администрации края от 07.07.97 г. N 267, поэтому не может быть принят во внимание довод истца о том, что Комитет не полномочен осуществлять проверку на предмет правильности применения тарифов на электрическую энергию.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения кассационной жалобы ОАО "Хабаровскэнерго" не имеется.
Руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 19.03.98 г. по делу N А73-542/3-98 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 июня 1998 г. N Ф03-А73/98-2/591
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании