Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 12 мая 2004 г. N Ф03-А51/04-1/1016
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: консультант по доверенность N 24-01-06 - Булгакова Е.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 27.10.2003, постановление от 13.01.2004 по делу N А51-4824/02 22-243 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Дальэнерго" в лице Артемовского отделения "Дальэнергосбыт" к Администрации муниципального образования г. Артема, Финансовому управлению администрации муниципального образования г. Артема, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 4219009,91 руб.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление мотивированного постановления кассационной инстанции откладывалось до 12.05.2004.
Открытое акционерное общество "Дальэнерго" в лице Артемовского отделения "Дальэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Финансовому управлению муниципального образования г. Артема о взыскании 4219009 руб. 91 коп., составляющих некомпенсированные расходы за период с 01.04.2001 по 01.03.2002, связанные с реализацией льгот населению по оплате электроэнергии, предоставленных Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в РФ".
К участию в деле в качестве ответчиков судом с согласия истца привлечены Администрация г. Артема, департамент финансов Администрации Приморского края.
Решением суда от 13.09.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции суда от 12.02.2003, требование истца удовлетворены частично в сумме 3436190 руб. 85 коп. за счет казны муниципального образования г. Артема в лице Администрации г. Артема.
Постановлением кассационной инстанции от 13.05.2003 указанные судебные акты по жалобе Финансового управления Администрации г. Артема отменены с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела, истец, уточнив исковые требования, просил взыскать убытки в сумме 3436190 руб. 85 коп., из которых 2881877 руб. 60 коп. - некомпенсированные расходы по предоставлению льгот по ФЗ "О ветеранах", 554313 руб. 25 коп. - по ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в январе-феврале 2002 года.
Определением суда от 28.07.2003 по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Администрация Приморского края и Министерство финансов РФ.
Решением суда от 27.10.2003, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 13.01.2004, требования истца удовлетворены в соответствии со ст.ст. 84, 130, 131, 136 БК РФ, 1069, 1071 ГК РФ за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на том основании, что поступившие из федерального бюджета в бюджет Приморского края средства на реализацию федеральных законов, установивших такие льготы ветеранам и инвалидам, не обеспечили полностью потребности в них края.
Законность и обоснованность судебных актов проверяется в кассационной инстанции в порядке ст. 274, 284 АПК РФ по жалобе Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю, полагающего их отменить, как необоснованные и незаконные, в иске к РФ истцу отказать.
При этом, заявитель ссылается на несоответствие выводов суда п. 2 ст. 10 ФЗ "О ветеранах", предусматривающей последующее возмещение бюджету субъекта федерации из федерального бюджета фактических расходов на реализацию данного закона.
При взыскании расходов истца по оплате льгот по ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" с Российской Федерации в лице Минфина РФ, как главного распорядителя средств казны РФ, суд, по мнению заявителя, не учел положений ст. 1071 п. 3 ст. 125 ПК РФ, предусматривающих такую обязанность в случае, если законом обязанность выступать от имени казны РФ не возложена на другой орган государственной власти.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду Гражданский кодекс РФ
Суд в нарушение п. 10 ст. 158 БК РФ, не учел вину другого главного распорядителя бюджетных средств на реализацию льгот по ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" - Министерства труда и социальной защиты населения РФ, ответственного в силу указанного закона за достоверность подаваемых в Минфин РФ сведений о количестве льготников и необходимых средств для утверждения в бюджете на их реализацию.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, не находит оснований к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, находя их законными и обоснованными.
Как следует из материалов дела, ОАО "Дальэнерго" за счет собственных средств в январе-феврале 2002 году в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в РФ" представило гражданам, имеющим согласно названным законам право на 50% скидку, льготы по оплате электрической энергии.
В связи с предоставлением указанных льгот истец не получил доход в сумме 3436190 руб. 85 коп., не возмещенный государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов, что явилось основанием обращения с настоящим иском.
Статья 10 ФЗ "О ветеранах" от 12.05.1995 N 5-ФЗ устанавливает, что осуществление расходов на реализацию прав и льгот, предоставляемых ветеранам, производится как за счет бюджета Российской Федерации, так и за счет средств бюджетов субъектов РФ. При этом за счет последних производятся расходы на оплату коммунальных услуг.
Указанная статья предусматривает учет расходов органов государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления, связанных с предоставлением льгот ветеранам, при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации, имеющих целевое назначение.
При этом, порядок возмещения указанных расходов утверждается Правительством РФ. Однако Правительством РФ не определен порядок возмещения расходов бюджета субъекта РФ на реализацию льгот по рассматриваемому закону.
Право на получение скидки при оплате жилищно-коммунальных не ниже 50% услуг имеют инвалиды всех категорий и семьи, имеющие детей-инвалидов, согласно ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 N 181-ФЗ.
Источник финансирования данных льгот настоящий закон не определил.
Постановлением Правительства РФ N 901 от 27.07.1996 (п. 16), изданным во исполнение указанного закона, предусмотрено, что льготы возмещаются в порядке, установленном субъектом РФ и органами местного самоуправления.
Указанное Постановление также не называет источник финансирования этих льгот.
Вместе с тем, Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительных расходов без предоставления источников финансирования.
Исходя из ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.01.1999 (действующим до 07.07.2003), главы VI.I ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ в редакции от 04.07.2003, финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду глава IV.1 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ
В соответствии с п. 4 статьи 130, статей 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Как установлено судом, финансирование на реализацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", из федерального бюджета в бюджет Приморского края не производилось. Указанное подтверждается Федеральным Законом "О федеральном бюджете на 2002 год" N 194-ФЗ от 30.12.2001, согласно статей 54-57 которого, данные расходы в составе расходов федерального бюджета на 2002 год не утверждались.
Не предусмотрены они, как отдельный вид расходов и в составе финансовой помощи из федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации согласно Приложению N 11 к ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год".
Наряду с этим, статьей 27 Закона Приморского края "О краевом бюджете на 2002 год" от 26.11.2002 N 174 в составе расходов бюджета Приморского края за счет собственных средств предусмотрено финансирование муниципальных образований на выполнение ими государственных полномочий по реализации ФЗ "О ветеранах", в том числе, и в части льгот по оплате коммунальных услуг в сумме 252 т. руб., в том числе, г. Артему 14658 тыс. руб.
Согласно Приложению N 5 к Закону Приморского края от 12.08.2003 N 68-КЗ "Об исполнении краевого бюджета за 2002 год" указанные средства доведены до муниципального образования в запланированном объеме, вместе с тем не удовлетворили потребность г. Артема по возмещению расходов лицам, предоставившим льготы по жилищно-коммунальным услугам.
Поскольку денежные средства из федерального бюджета на финансирование льгот ветеранам по оплате жилищно-коммунальных услуг Приморскому краю целевым назначением в 2002 году не передавались, суд правомерно удовлетворил требования истца за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, освободив от ответственности администрацию муниципального образования и Департамент финансов Администрации Приморского края.
Судом также правильно решен вопрос о возмещении истцу убытков за счет казны Российской Федерации, возникших в связи с исполнением ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 N 181-ФЗ.
Как установлено судом на основе анализа Законов Приморского края "О краевом бюджете на 2002 год" от 26.11.2001 N 174-КЗ, "Об исполнении краевого бюджета в 2002 году", а также приложений к ним, финансовые средства, поступившие субъекту из Фонда компенсаций федерального бюджета на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в размере 160752 тыс. руб., направлены на исполнение названного закона.
Доказательств нецелевого использования субъектом РФ указанных средств Министерство финансов РФ не представило.
Поскольку органами государственной власти не обеспечено финансовыми средствами в полном объеме исполнение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", судом правомерно возмещены истцу убытки за счет казны Российской Федерации.
В соответствии со ст. 125 Гражданского кодекса РФ гражданская правоспособность Российской Федерации, субъекта РФ, муниципальных образований осуществляется через их органы, в соответствии с компетенцией последних.
Как разъяснено в п. 12 Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 в случае предъявления истцом требований о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, ответчиками по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект РФ или муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
Указанное не противоречит статье 10 Бюджетного кодекса РФ, а также Положению о Министерстве финансов РФ, согласно которому Минфин РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
В связи с чем, доводы Минфина РФ о необоснованном возложении на него ответственности, несостоятельны.
Также судом кассационной инстанции не могут быть приняты доводы заявителя жалобы о неправомерном включении истцом в сумму иска налога на добавленную стоимости. Суд при рассмотрении дела не установил, что НДС включен в стоимость предъявленных к возмещению компенсационных сумм. Доказательства подтверждения названных доводов заявителя в материалах дела отсутствуют.
Поскольку решение и постановление суда приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, оснований для их отмены либо изменения и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 27.10.2003, постановление от 13.01.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-4824/02 22-243 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 мая 2004 г. N Ф03-А51/04-1/1016
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании