Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 24 декабря 2003 г. N Ф03-А59/03-2/2857
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Сахалинской таможни - Федоренко И.А. - главный государственный таможенный инспектор по доверенности от 08.01.2003 N 18-16/20, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Сахалинской таможни на решение от 16.01.2003, постановление от 28.07.2003 по делу N А59-2270/02-С11 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению Администрации Сахалинской области к Сахалинской таможне, 3-и лица: ОАО "Федеральная контрактная корпорация "Росхлебопродукт", ОАО Фирма "Сахалинзернопоставки", Департамент социальной защиты населения Администрации Сахалинской области о признании незаконным и отмене постановления от 24.06.2002 N 12600-1841(2)/01.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление в полном объеме изготовлено 24.12.2003.
Администрация Сахалинской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Сахалинской таможни (далее - Таможня) от 24.06.2002 N 12600-1841(2)/01 о привлечении к ответственности, предусмотренной статьей 281 Таможенного кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в размере 100 процентов суммы таможенных платежей в сумме 4199558 рублей за распоряжение по нецелевому назначению условно выпущенного товара (гуманитарной помощи), по которому предоставлены таможенные льготы.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОАО "Федеральная контрактная корпорация "Росхлебопродукт" (далее - Корпорация), ОАО Фирма "Сахалинзернопоставки" (далее - Фирма) и Департамент социальной защиты населения Администрации Сахалинской области.
Решением суда от 16.01.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.07.2003, заявленные требования удовлетворены на том основании, что действующим законодательством не запрещена передача части гуманитарной помощи в счет возмещения расходов, связанных с переработкой товаров, относящихся к гуманитарной помощи, этими товарами и такие действия не свидетельствуют о ее использовании Администрацией по нецелевому назначению.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Таможни, которая просит отменить решение первой и постановление апелляционной инстанций, как принятые с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению заявителя жалобы, суд не исследовал то обстоятельство, что передача Администрацией части гуманитарной помощи в счет оплаты понесенных расходов без установленных законом оснований образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 281 Таможенного кодекса РФ. Кроме того, судом не учтено, что факт передачи части гуманитарной помощи в счет оплаты за оказанные услуги по ее доставке, транспортировке, хранению, переработке свидетельствует о нецелевом использовании гуманитарной помощи. Как полагает таможенный орган, обе судебные инстанции необоснованно исходили из того, что действия Администрации свидетельствуют о ненадлежащем контроле за целевым использованием гуманитарной помощи, мотивировав тем, что разрешение на использование ОАО Фирма "Сахалинзернопоставки" части гуманитарной помощи не оформлялось нормативными актами субъекта Российской Федерации. В этой связи Администрация не может быть привлечена к ответственности по вышеуказанной норме Кодекса, поскольку такая ответственность наступает только за пользование и распоряжение по нецелевому назначению товаром, в отношении которого предоставлены льготы по таможенным платежам.
Администрация и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебном заседании участия не принимали.
Представитель Таможни в заседании кассационной инстанции доводы жалобы поддержала, считает решение суда и постановление апелляционной инстанции подлежащими отмене.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав мнение представителя Таможни, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из нижеследующего.
Как установлено материалами дела, по грузовым таможенным декларациям N 12610/070700/000086, N 12610/070700/000061 в качестве гуманитарной помощи в соответствии с Постановлением Правительства от 29.02.2000 N 189 "О мерах по реализации соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о безвозмездном предоставлении сельскохозяйственных товаров" (далее - Соглашение) для Сахалинской области ввезено 9593,9 тонн продовольственной пшеницы, в отношении которой таможенным органом предоставлены льготы по таможенным платежам. При этом государственным агентом Российской Федерации по приемке, выгрузке, транспортировке, сохранности этой пшеницы определено ОАО "Федеральная контрактная корпорация "Росхлебопродукт" и лицом, уполномоченным от имени Сахалинской области, выступило ОАО Фирма "Сахалинзернопоставки".
В связи с расходами по доставке, хранению и переработке поставленного зерна, а также отсутствием в бюджете Сахалинской области средств на финансирование таких мероприятий, Фирме передано 3693,9 тонн пшеницы в счет погашения понесенных последней затрат.
В ходе проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности ОАО "Фирма Сахалинзернопоставки" представителями Сахалинской таможни установлено, что вышеуказанные действия по распоряжению условно выпущенной гуманитарной пшеницей, в отношении которой предоставлены льготы по таможенным платежам, образуют состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 281 Таможенного кодекса РФ.
Установив, что ответственность за целевое использование гуманитарной помощи и продуктов ее переработки возложена на руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 24.06.2002 Таможней принято постановление по делу о нарушении таможенных правил N 12600-1841(2)/01 и привлечении Администрации, как уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, к ответственности по статье 281 Таможенного кодекса РФ в виде взыскания штрафа в размере 100 процентов от суммы неуплаченных таможенных платежей в размере 4199558 рублей.
Не согласившись с постановлением таможенного органа, Администрация оспорила его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой и апелляционной инстанций пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения Администрации к ответственности по статье 281 Таможенного кодекса РФ.
В соответствии со статьей 29 Таможенного кодекса Российской Федерации, условно выпущенные товары и транспортные средства, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, могут использоваться лишь в тех целях, в связи с которыми предоставлены такие льготы. Использование указанных товаров и транспортных средств в иных целях допускается только с разрешения таможенного органа при условии уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами.
Пользование и распоряжение такими товарами и транспортными средствами в иных целях чем те, в связи с которыми предоставлены льготы по таможенным платежам, без разрешения таможенного органа влечет наступление ответственности, предусмотренной статьей 281 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Как установлено материалами дела, государственный агент РФ по приемке, выгрузке, транспортировке и сохранности пшеницы - ОАО "ФКК Росхлебопродукт", по договору от 29.05.2000 N а-145/00 передал уполномоченной организации - получателю в Сахалинской области, ОАО Фирма "Сахалинзернопоставки", 4900 тонн зерна, безвозмездно поставленного российской стороне в рамках Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством США. При этом расходы по доставке и переработке вышеуказанной гуманитарной помощи были возмещены последнему путем передачи 3693,9 тонн пшеницы.
Таможенный орган, установив, что Администрация была не вправе производить расчеты за расходы Фирмы, связанные с доставкой пшеницы по месту назначения, и ее переработкой, вынесла постановление о привлечении ее к ответственности по статье 281 Таможенного кодекса РФ.
Признавая недействительным оспариваемое постановление Сахалинской таможни, суд первой и апелляционной инстанций обоснованно исходил из того, что действия Администрации не образуют состав вменяемого таможенного правонарушения.
Статьей 281 Таможенного кодекса РФ установлена ответственность за нарушение таможенных правил, выразившееся в пользовании и распоряжении условно выпущенными товарами и транспортными средствами, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, в иных целях, чем те, в связи с которыми были предоставлены такие льготы, без разрешения таможенного органа Российской Федерации.
Согласно Порядку оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации (далее - Порядок), утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.1999 N 1335, а также статье 2 Федерального закона "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации" получателям безвозмездной помощи (содействия) предоставляются таможенные и иные льготы при условии целевого использования гуманитарной помощи. В случае ее нецелевого использования получатель гуманитарной помощи уплачивает в бюджеты всех уровней налоги и другие обязательные платежи, а также начисленные штрафы и пени.
Исходя из положений пункта 2 Порядка под гуманитарной помощью (содействием) понимается вид безвозмездной помощи (содействия), предоставляемой для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально не защищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий, расходы на транспортировку, сопровождение и хранение указанной помощи (содействия).
При этом контроль за целевым использованием гуманитарной помощи (содействия) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу названного Порядка запрещена продажа гуманитарной помощи.
Между тем действующим законодательством не запрещена передача части гуманитарной помощи в счет возмещения соответствующих затрат, понесенных уполномоченной организацией, по ее транспортировке, переработке и хранению. Поскольку средства на компенсацию таких затрат в 2000 году бюджетом Сахалинской области не предусматривались, обе судебные инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, пришли к обоснованному выводу, что Администрация не является субъектом спорных правоотношений и ее действия не содержат признаков нарушения таможенных правил, за которые предусмотрена ответственность по статье 281 Таможенного кодекса РФ.
В связи с тем, что судом первой и апелляционной инстанций правильно применены нормы материального и процессуального права, и доводы кассационной жалобы явились предметом рассмотрения обеих инстанций и получили надлежащую правовую оценку, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для их переоценки.
С учетом изложенного кассационная жалоба Сахалинской таможни не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 16.01.2003, постановление апелляционной инстанции от 28.07.2003 по делу N А59-2270/02-С11 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 декабря 2003 г. N Ф03-А59/03-2/2857
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании