Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 26 февраля 2002 г. N Ф03-А73/02-1/189
(извлечение)
Арбитражный суд, при участии от ГП "Подсобное хозяйство "ДОРУРС": Щенин А.Л. - конкурсный управляющий, от Администрации г. Хабаровска: Мазепа О.Г. - консультант отдела по доверенности N 1.33-1 от 04.01.2002, от ФГУП ДВЖД МПС РФ: Мартыненко Н.В. - юрисконсульт по доверенности N НЮ-214 от 13.08.2001, рассмотрел кассационную жалобу Администрации г. Хабаровска на решение от 29.10.2001, постановление от 25.12.2001 по делу N А73-1686/2001-24/42 (АИ-1/1083) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску конкурсного управляющего государственного предприятия "Подсобное хозяйство "ДОРУРС" к Администрации г. Хабаровска, государственному предприятию "Хабаровское отделение ДВЖД" МПС РФ о понуждении к совершению действий, предусмотренных п. 4 ст. 104 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Конкурсный управляющий государственного предприятия "Подсобное хозяйство ДОРУРС" обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Администрации г. Хабаровска и к государственному предприятию "Хабаровское отделение ДВЖД" МПС РФ о понуждении ответчиков к совершению действий, предусмотренных п. 4 ст. 104 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Решением от 23.04.2001 Арбитражный суд Хабаровского края обязал Администрацию г. Хабаровска принять от конкурсного управляющего жилищный фонд социального использования ГП "Подсобное хозяйство ДОРУРС" и исполнять обязанности по его содержанию.
Постановлением апелляционной инстанции от 27.06.2001 решение оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 04.09.2001 решение от 23.04.2001 и постановление от 27.06.2001 отменены, дело передано на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда по мотиву того, что судом не был исследован вопрос о балансовой принадлежности спорных объектов, не установлено право собственности на них, а также не уточнен перечень и состав объектов, подлежащих передаче.
При повторном рассмотрении спора судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено федеральное государственное унитарное предприятие "Дальневосточная железная дорога" (далее - ФГУП ДВЖД).
Истец в порядке ст. 37 АПК РФ уточнил исковые требования в части перечня объектов передаваемого жилищного фонда.
Судом до принятия решения с согласия истца в соответствии со ст.ст. 36, 40 АПК РФ произведена замена ГП "Хабаровское отделение ДВЖД" МПС РФ его правопреемником ФГУП ДВЖД МПС РФ.
Решением от 29.10.2001, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.12.2001, иск удовлетворен в полном объеме: арбитражный суд обязал Администрацию г. Хабаровска принять от конкурсного управляющего ГП "Подсобное хозяйство "ДОРУРС" объекты жилищного фонда социального назначения, внутриквартальные сети канализации и водопровода и исполнять обязанности по содержанию и обеспечению функционирования жилищного фонда с 21.12.2000.
Производство по делу в отношении ФГУП "Дальневосточная железная дорога" МПС РФ прекращено.
В кассационной жалобе Администрация г. Хабаровска просит состоявшиеся судебные акты отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование жалобы приведены доводы о том, что в соответствии со ст. 4 ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" имущество предприятий железнодорожного транспорта относится к федеральной собственности. За ГП "Подсобное хозяйство "ДОРУРС" имущество (в т.ч. и спорный жилищный фонд) закреплено приказом МПС от 01.04.1999 на праве хозяйственного ведения и в соответствии со ст. 295 ГК РФ оно не вправе им распоряжаться без согласия собственника. Пункт 2 ст. 4 ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" также запрещает распоряжение имуществом железнодорожного транспорта без согласия собственника. Поскольку жилищный фонд изъят из оборота, конкурсный управляющий в силу п. 1 ст. 104 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" должен был уведомить собственника имущества о необходимости им распорядиться в связи с проведением конкурсного производства, а собственник этого имущества, в соответствии с п. 2 ст. 104 названного закона обязан принять от конкурсного управляющего это имущество или закрепить его за другими лицами в месячный срок с момента получения уведомления конкурсного управляющего.
Кроме того, по мнению заявителя жалобы, судом в нарушение п. 4 ст. 104 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" не исследован вопрос, насколько объекты жилищного фонда ГП "Подсобное хозяйство ДОРУРС" жизненно необходимы для региона.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Администрации г. Хабаровска дал пояснения по существу жалобы.
Представители истца и ФГУП ДВЖД выразили несогласие с доводами жалобы, полагают решение и постановление законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и заслушав пояснения представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, решением арбитражного суда Хабаровского края от 13.11.2000 ГП "Подсобное хозяйство ДОРУРС" признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство.
Конкурсный управляющий должника письмом от 20.11.2000 N 30-31 уведомил Администрацию г. Хабаровска о наличии в составе имущества ГП "Подсобное хозяйство "ДОРУРС" жилищного фонда и предложил принять его в соответствии со ст. 104 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". По запросу администрации истцом представлены технические паспорта на жилые дома, схемы внутриквартальных сетей совхоза "ДОРУРС" (л.д. 9, 10, 13).
Администрация г. Хабаровска выразила согласие принять в муниципальную собственность жилищный фонд, но при условии предоставления технических паспортов, имеющих дату инвентаризации не более пяти лет на момент обращения, и представления технических паспортов на инженерные сети и справок о балансовой стоимости инженерных сетей к указанным домам (письма от 08.12.2000 N 16-825, от 25.12.2000 N 8154, л.д. 11-12, 15).
Расценив требование ответчика по предоставлению этой документации как уклонение от принятия жилищного фонда, конкурсный управляющий обратился в суд с настоящим иском.
При исследовании имеющихся в деле доказательств судом установлено, что на момент рассмотрения спора в хозяйственном ведении на балансе предприятия-должника находился жилищный фонд, закрепленный за ним на основании указания МПС РФ от 01.04.1999 N Б-419-У. Перечень объектов недвижимости, закрепленных в хозяйственное ведение за ГП "Подсобное хозяйство "ДОРУРС", зарегистрирован 01.04.1999 за N ЦУШДЗ-17/13.
Недвижимое имущество, в том числе жилищный фонд в количестве 30 домов, расположенных в г. Хабаровске совхоз "ДОРУРС", внесено в реестр федерального имущества, о чем истцу выдано свидетельство от 27.04.2000 (л.д. 78-82).
В соответствии с пунктом 4 статьи 104 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона, подлежат передаче соответствующему муниципальному образованию в лице уполномоченных органов местного самоуправления, которые обязаны принять это имущество в месячный срок с момента получения уведомлений от конкурсного управляющего.
Обязанность по содержанию и обеспечению функционирования указанных объектов в соответствии с их целями, назначением возлагается на уполномоченные органы местного самоуправления по истечении одного месяца с момента получения уведомления от конкурсного управляющего.
Согласно п. 5 ст. 104 вышеназванного закона передача объектов осуществляется по фактическому состоянию без каких-либо дополнительных условий.
Обе инстанции арбитражного суда, правильно применяв ст. 104 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", обоснованно обязали муниципальное образование г. Хабаровска в лице Администрации г. Хабаровска принять от конкурсного управляющего объекты жилищного фонда предприятия-банкрота и исполнять обязанности по его содержанию и обеспечению функционирования.
При этом судом апелляционной инстанции правильно применена ст. 98 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в соответствии с которой с момента открытия конкурсного производства прекращаются полномочия собственника имущества должника - унитарного предприятия. В этой связи ссылки ответчика на нормы ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" являются несостоятельными.
Кроме того, пункт 4 статьи 104 Закона о банкротстве прямо указывает, что жилищный фонд социального использования подлежит передаче именно соответствующему муниципальному образованию в лице уполномоченных органов местного самоуправления, а не собственнику.
Доводы Администрации г. Хабаровска о том, что суд не выяснил, насколько объекты жилищного фонда жизненно необходимы для региона, не имеют правового значения, поскольку не влияют на законность выводов суда о наличии у муниципального образования обязанности принять спорное имущество. Кроме того, термин "жизненно необходимые" в п. 4 ст. 104 Закона о банкротстве относится к словосочетанию "объекты коммунальной инфраструктуры", а не к понятию "жилищный фонд".
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты соответствуют обстоятельствам дела и Закону о банкротстве, поэтому отмене не подлежат.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, арбитражным судом не допущено.
Следовательно, основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 29.10.2001 и постановление от 25.12.2001 по делу А73-1686/2001-24/42 (АИ-1/1083) Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 февраля 2002 г. N Ф03-А73/02-1/189
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании