Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 23 октября 2003 г. N Ф03-А51/03-2/2469
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "П" - Ходыкина О.П., юрисконсульт по доверенности от 01.04.2003 N 26, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Приморскому краю на решение от 11.06.2003 по делу N А51-5807/2003 24-250 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "П", поселок Пограничное к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 10 по Приморскому краю о признании незаконным и отмене постановления от 25.03.2003.
После окончания объявленного согласно статье 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации перерыва судебное заседание продолжено.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось.
Общество с ограниченной ответственностью "П" (далее - общество) обратилось с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 10 по Приморскому краю (далее - инспекция по налогам и сборам) о признании незаконным и отмене постановления от 25.03.2003 по делу об административном правонарушении о наложении штрафа за реализацию товаров без применения контрольно-кассовой машины (ККМ).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 11.06.2003 оспариваемое постановление о привлечении общества к административной ответственности признано незаконным и отменено в связи с отсутствием в его действиях состава правонарушения, так как материалами дела подтверждается факт применения контрольно-кассовой машины при осуществлении денежных расчетов.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность принятого судебного акта проверяется по кассационной жалобе Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Приморскому краю - правопреемник Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Приморскому краю, согласно приказу Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому краю от 07.04.2003 N 70, в связи с чем судом кассационной инстанции в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведено процессуальное правопреемство. В жалобе заявитель просит отменить решение, сославшись на неправильное применение судом норм материального права. В частности, заявитель жалобы указывает на то, что оснащение контрольно-кассовой машины средствами визуального контроля является обязательным условием ее применения, поэтому отсутствие средств визуального контроля на контрольно-кассовой машине влечет ответственность за осуществление расчетов без применения ККМ.
Общество отзыв на жалобу не представило, но его представитель в судебном заседании просила жалобу оставить без удовлетворения, а принятые судебные акты - без изменения, считая их законными и обоснованными.
Инспекция по налогам и сборам, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимала.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав мнение представителя общества, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятого решения и удовлетворения жалобы.
Из материалов дела усматривается, что инспекцией по налогам и сборам проведена проверка соблюдения требований Закона Российской Федерации от 18.06.1993 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон РФ от 18.06.1993 N 5215-1) в принадлежащем ООО "П" магазине N 26, расположенном в селе Бойкое Пограничного района Приморского края. В ходе проверки установлено применение неисправной контрольно-кассовой машины, так как она не оснащена голограммой "Государственный реестр", что подтверждается актом проверки N 474 от 13.03.2003. На основании материалов проверки 25.03.2003 руководителем инспекции по налогам и сборам вынесено постановление по делу об административном правонарушении, которым на общество наложен административный штраф, предусмотренный статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере 300 минимальных размеров оплаты труда в сумме 30000 руб.
Не согласившись с данным постановлением налогового органа, общество оспорило его в арбитражном суде, который обоснованно удовлетворил заявленные требования и признал незаконным привлечение общества к административной ответственности согласно оспариваемому постановлению, указав на отсутствие у налогового органа правовых оснований для признания общества совершившим административное правонарушение.
В соответствии со статьей 1 Закона РФ от 18.06.1993 N 5215-1 денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями, организациями, учреждениями с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Согласно статье 2 указанного Закона, предприятия обязаны использовать исправные контрольно-кассовые машины для осуществления денежных расчетов с населением. Требования к контрольно-кассовым машинам, включая порядок и условия их применения и регистрации, определяются Положением по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30.07.1993 N 745 (далее - Положение).
В силу подпункта "г" части 1 пункта 7 Положения допускается применение только исправных контрольно-кассовых машин, которые оснащены средствами визуального контроля "Государственный реестр" и "Сервисное обслуживание", поэтому установив при проверке общества отсутствие на контрольно-кассовой машине средство визуального контроля "Государственный реестр", налоговый орган в акте проверки N 474 отразил этот факт как применение неисправной контрольно-кассовой машины. Следовательно, административное наказание на общество наложено за применение неисправной контрольно-кассовой машины.
Статьей 14.5 КоАП РФ установлена административная ответственность при продаже товаров, выполнении работ либо оказании услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.
Судом кассационной инстанции отклонены доводы инспекции по налогам и сборам, полагающей, что безусловным основанием для признания совершения факта рассматриваемого административного правонарушения является отсутствие на ККМ голограммы "Государственный реестр".
Заявителем жалобы не учтено следующее обстоятельство. Исходя из буквального содержания абзаца 1 пункта 7 вышеупомянутого Положения, условие оснащения ККМ средством визуального контроля "Государственный реестр" свидетельствует об исправности контрольно-кассовой машины. Между тем нормами КоАП РФ не предусмотрена административная ответственность за применение неисправной контрольно-кассовой машины.
Арбитражным судом Приморского края установлено, что контрольно-кассовая машина прошла необходимый технический осмотр, допущена к работе с населением и реально применялась при осуществлении денежных расчетов с населением, следовательно, в данном случае правовые основания для наложения на общество административного наказания за неприменение ККМ отсутствуют.
На основании изложенного принятое судебное решение отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 11.06.2003 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-5807/03-24/250 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 октября 2003 г. N Ф03-А51/03-2/2469
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании